Jump to content
Форум Обертон Про
Робот-варганоид

Байкал (Венгерские доромбы)

Recommended Posts

Греет душу Байкал - великая Благодарность мастеру Золтану и Николаю. Трудно оценить, не простой он.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зашёл повторно в местную лавку, в надежде на новый завоз доромбов. Не завезли. Пощупал что было. Взгляд зацепился за Новую Сибирь и Байкал, как за самые про-якутские. Новая Сибирь не впечатлила, хороший инструмент но не моя обертоновая композиция частот. Первый Байкал (нота Cis - не знаю шо це таке, продавщица сказала "Си бемоль") поразил похабностью выделки и неустранимым дребезгом. А вот второй ("C") порадовал, рука сразу потянулась за деньгами.

 

Выделка в грязном стиле, зазубрины на двусторонней заточке язычка (фаски 45° с обеих сторон - впервые такое вижу, мобыть зазубрины предусмотрены для бархатистости звука); с наружной стороны доромба на язычке задир от точила - от точки крепления к раме до середины дек - допускаю что это заради утоньшения язычка для изменения параметров звучания; подмятия в местах сгиба рамы и местами на рёбрах дек (портит вид); торец выступающей за кольцо части язычка сточен на точиле неидеально; на колено изнутри напаян сплав (олово?). О приятном: почти идеально симметричная рама (большая редкость у доромбов); напайка на колечке язычка сделана капелькой и зашлифована под шарик; зазоры симметричны и равны на всей длине обеих дек; нержавейка язычка приятна на вид, ощупь и вкус, материал рамы неизвестен.

 

Общие замечания: Выступающая наружу часть язычка ("клык" или как её ещё назвать) неудобна, ограничивает ухваты. Рама из мягкого металла, при неаккуратном и невдумчивом ухвате зажимает язычок. Квадратного сечения деки неортопедичны, толщина прутка неудобна для смыкания губ на кончике дек, квадратные торцы дек неудобны при утыкании меж зубов (в этих отношениях скруглённые фаски торцов дек из круглых прутков гораздо приятнее и удобнее). Длина язычка налагает ограничения на усы и бороду. Не якут. Но из расы стальных.

 

А так, конечно, Царь Доромбов. Громкий, долгий, мощный, чуткий к артикуляции звук. По ощущениям как будто в макушку вставили дрель со сверлом большого диаметра, а потом включили. По зубам даёт вибрацией хорошо, уши трясёт.

 

По ухватам нашёл два - стандартный доромбовский (типа "давим шприц", но большой палец не в торец кольца рамы а сверху прижимает точку крепления язычка); якутский ("клыком" упирая в центр ладони, ладонь наружу, локоть горизонтально). Обратный якутский (см. Ивана Алексеева) ограничен вследствие поджатия верхней деки с вытекающим дребезгом - впрочем при слабоамплитудной быстрой игре можно придерживать клык большим пальцем (допускаю, что клык именно для этого, как компенсатор мягких дек, дабы можно было удерживать за него - большее плечо колебательного контура, большая жёсткость системы ЯРЗ™ (язычёк-рама-зубы)). 8)

 

Жалею что не купил ещё весной, денег тогда пожалел. Просрал сезон.

 

Мои наилучшие рекомендации. Не уверен в существовании лучших моделей доромбов, но ещё хочу попробовать пресловутый Тибет. Аудиозаписи позже, когда перестану писаться от первых проб инструмента.

 

Вопросы:

 

* Как ухватывать "клыкастые" варганы?

 

* Допустимо ли перетачивать деки под более эргономичные (скругление прилегающей к зубам плоскости прутка, скругление торца дек), не повлияет ли это на звук?

 

* Ищу аудио/видео игры якутов на Байкале, желательно мастеров ранга Алексеева-Шишигина.

Share this post


Link to post
Share on other sites
но ещё хочу попробовать пресловутый Тибет.

Советую попробовать у друзей сначала, или прийти в магазин без денег, поиграть на нём и лишь потом взвесив все за и против идти за деньгами. ну типа страховка от спонтанной покупки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, я не сказал "попробовать купить". Я в курсе его мнимых и реальных возможностей, но низкое урчание а-ля кошачий "муррррррхххрхрхрхрхрхрррр" в устах варганинь НЕОТРАЗИМО. 8) Впрочем, по-моему, любой языкастый доромб должен по природе своей урчать, вопрос лишь в трудозатратах на извлечение этого звучания. Подвязываю обсуждать Тибет в теме про Байкал, тем более умозрительно и гипотетически.

 

Подскажите как бороться с синдромом Чёрного Пальца? Я имею в виду олово на петельке язычка, ударный палец чернеет от свинца. Красить? Удалять грузило и гнуть колено для исправления тона?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Подскажите как бороться с синдромом Чёрного Пальца? Я имею в виду олово на петельке язычка, ударный палец чернеет от свинца. Красить? Удалять грузило и гнуть колено для исправления тона?

С этими оловяшками беда какая-то. Я себе своим доромбом палец до дыр стёр ( в прямом смысле). Потому как маэстро Золтан напаял олово не очень кругло, а как то яйцом из которого торчит часть язычка. А ещё и морда лица чернеет из-за олова, ведь палец и туда достаёт. Посему вижу два выхода: ограничивать время игры на таких инструментах, либо менять их на варганы, где язычки колечками.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый тов. Мичурин! Позвольте в корне не согласиться с Вашими выводами и, более того, признать их вредными!

 

Ограничивать время игры на варгане - это всё равно что отрезать маникюрными ножницами хобот комару, когда он, удобно разместившись на руке и вонзив инструмент в плоть, приготовился сосать. Полные слёз, недоумённо выпученные глаза комара не в полной мере но тем не менее передают внутренние ощущения варганиста, внезапно лишённого инструмента.

 

Менять варганы - хорошо, с удовольствием поменяю среднюю дрымбу Пяточенко и алтайский комус Поткина на два доромба Байкал. 8)

 

Серьёзно говоря, палец чернеет уже на второй минуте. Скорость окисления с pH кожи также связано. Попробую залакировать капельку акриловым лаком, отпишусь о содеянном и о результатах полевых прогоночных огневых истпытаний.

 

Яйцо своё попробуйте надплавить оловом, чтоб кончик язычка скрылся, а потом сошлифуйте под шарик и заполируйте. Шарик Байкала (диаметр на глаз 3.2 мм) удобнее колечка. Кстати, никто не пробовал закольцовывать доромбовские язычки? Если металл нехрупкий, можно попробовать. Я на алтайском Поткина и дрымбе легко загнул вхолодную.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лак работает! Палец не чернеет! Рекомендую!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дык сотрется наверное очень быстро...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Акриловый лак (акриловая композитная смола). Высыхает в камень. Как сотрётся - доложу. В любом случае, время от времени повторять процедуру лакировки - это гораздо лучше, чем появляться в людных местах с длинным чёрным правым усом и чёрным указательным пальцем.

 

На второй час игры заметил побочный эффект - палец теперь становится не чёрным, а красным. Впрочем, это нормально. Кровь приливает. 8)

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Уважаемый тов. Мичурин! не пробовал закольцовывать доромбовские язычки?


Нашёл сегодня специальные плоскогубцы, но в последний момент меня осенило - на язычке то ведь сталь хромированная, полопается. Наверно придётся допаивать.
 

post-930-1339871463_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Яйцо своё попробуйте надплавить оловом, чтоб кончик язычка скрылся, а потом сошлифуйте под шарик и заполируйте.

Кто не в теме - не поймет ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Опытным путём нашёл вот такой ухват Байкала, возможно подойдёт для любого другого чуткого хвостатого варгана. Указательный палец сгибается полукольцом, все пальцы в первом суставе сжимаются к ладони на 45° (по ходу игры их можно сгибать-разгибать, изменяя перераспределение звука, см. второе фото), доромб кладётся сверху кольцом в лунку указательного пальца, снизу кольцо рамы подпирает вверх первый сустав большого пальца, подушка большого пальца сверху придавливает хвост доромба, действуя как рычаг, прижимающий деки к зубам. Вся конструкция прикладывается к зубам, но не горизонтально, а примерно на 10°, как на первом фото. левая рука почти вертикально согнута, локоть вниз. Правая - по желанию. При таком ухвате не сжимаются деки (нет дребезга), надёжно зафиксирована рама во всех плоскостях (позволяет динамично играть), имеется перераспределение звука через канал (видно на третьем фото) непосредственно в ухо (слышно на четверть больше, громче и отчётливее, особенно при слабоамплитудной игре, когда от слабых поводящих ударов колено язычка колеблется в пределах 1-4 мм), не тратятся дополнительные усилия по удержанию варгана (у меня чуть устаёт первый сустав большого пальца, из-за упирания в острый угол прутка рамы).

 

23dc416e9c9c.jpg5b82cab82c01.jpg68e6c058f7f4.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Handling-Wrong-4.jpg

Усилие тратится не сколько на прижатие варгана к зубам, как должно быть, а на сжатие его. Даже не в звяканьи дело.

 

 

Средний палец и вовсе пересекает линию язычка.

 

http://www.oberton.pro/info/handling/

 

А хвост дюже удобен, если большой палец так же вертикально сместить на 5-10мм влево, т.е. положить на хвост...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Э-ээээ, нет, уважаемый! Вашу статью я проштудировал тщательнейшим образом, прежде чем писать. Во-первых рама Байкала из более жёсткого металла чем у популярных доромбов, и пруток большей толщины. Во-вторых, крайняя фаланга указательного пальца у меня скорее ЗА кольцом рамы (кончик пальца - под изгибом рамы от кольца к деке), но никак не на кольце и тем более никак не сдавливает кольцо. Средний палец пересекает деки примерно на линии половины длины язычка (первая треть деки), но под углом (прижат к верхней деке но не касается нижней) - а вибрация язычка на середине длины ничтожна, он не вылетает за габариты деки.

 

Фоты неудачные, умозрительные без реального прижатия к зубам, тут лучше живьём показывать.

 

Хвост - отличнейшая штука, теперь буду выбирать именно хвостатых спутников современного человека. Позволяет чётко фиксировать инструмент. Без него - как без рук. Только вот мысль "не погнуть бы хвост" постоянно пока в мозгу, не могу отстраниться от этой паранойи. 8)

 

По Вашей рекомендации - имеется в виду подушечку большого пальца упирать в торец хвоста (типа "давим на шприц")? Или загибать большой палец, обхватывая хвост, и тогда кончик хвоста будет торчать наружу? Попробовал - отличный способ, убирает напряжение первого сустава/фаланги, поджимающего кольцо рамы снизу - но теперь плечо рычага меньше, есть риск надавать обратными вибрациями рамы по зубам - поэтому напряжение идёт на крайнюю фалангу указательного пальца (точка качения рамы). В общем, как ни крути - а идеальный ухват ещё поискать. Что рекомендует Золтан и Арон?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если вы о цвете, то все доромбы бывают в двух вариантах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знал, ценная информация! Получается, рамы всех доромбов из одного сорта металла, разносортица только в язычках? И ещё важный момент - белый Байкал как-то пассивирован, не начнёт ли ржаветь? Особенно смущают задиры на язычке (утоньшение в корне) - там будет очень тяжело вычищать ржавчину.

 

Кстати, мой Байкал имел "вкус" какой-то химии, возможно нечто вроде парафиновой плёнки для защиты от ржавления при хранении, транспортировке, продаже (такое применяется на станках для защиты направляющих станины)? Ощущалось поначалу сильно, сейчас почти пропал запах (мобыть постепенно оттёр, вытирая влагу после игры), именно на деках вдыхая возле них ртом (типа как ощущается аромат сливок, не языком а полостью рта).

 

В видео изготовления Чёрного Пламени под конец видно склад полуготовой продукции, где доромбы вымачиваются в ванночках - это химическое воронение или какое-то другое пассивирование?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если вы о цвете, то все доромбы бывают в двух вариантах.

А Голем бывает в белом исполнении?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не знал, ценная информация! Получается, рамы всех доромбов из одного сорта металла, разносортица только в язычках?

Да.

 

И ещё важный момент - белый Байкал как-то пассивирован, не начнёт ли ржаветь?

Белые это хромированные/никелированные, как показывает практика покрытие у них одно из самых стойких ко всему. Только если сильно уронить, может начать откалываться.

 

Кстати, мой Байкал имел "вкус" какой-то химии, возможно нечто вроде парафиновой плёнки для защиты от ржавления при хранении, транспортировке, продаже (такое применяется на станках для защиты направляющих станины)? Ощущалось поначалу сильно, сейчас почти пропал запах (мобыть постепенно оттёр, вытирая влагу после игры), именно на деках вдыхая возле них ртом (типа как ощущается аромат сливок, не языком а полостью рта).

Обычное дело, со временем уйдет. Для хранения они изначально смазываются, все время чем-то разным и в разных количествах...

 

В видео изготовления Чёрного Пламени под конец видно склад полуготовой продукции, где доромбы вымачиваются в ванночках - это химическое воронение или какое-то другое пассивирование?

По моему, они там просто лежат. Хотя и ворониться могут точно так же.

 

 

А Голем бывает в белом исполнении?

Вроде не видел, но он и относительно редок, как самый дорогой. А так периодически встречаются белые и черные вороны - модели у которых на 50 штук одного цвета попадается 1 штука другого.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, ясно. А то думал шлифануть чуток деки с внутренней стороны, убрать заусенцы-наплывы на рабочем ребре внутрь, образовавшиеся после Золтановской шлифовки внешней поверхности дек; да и подмятия на рёбрах повсеместно и задиры-царапины на гранях прутка тоже беспокоили. Теперь поостерегусь как-либо обрабатывать доромбы, кроме лакировки шарика конечно. Теперь мой сон спокоен. -_-

 

Думаю было бы полезно где-нибудь на видном месте указать, что механическая обработка доромбов лишь временно улучшит их внешний вид. Как бы не нашёлся дурак с напильником вроде меня.

 

 

На видео чётко видно, что лежат в жидкости. Под самый конец - складированные сухие лежат пачками по моделям на полках.

 

 

"Чёрно-белые вороны" - мобыть Золтан по старости просто путается и по ошибке воронит/никелирует не ту раму? Пятернёй захватывает пачку со стола, на котором завалялась ранее на другом шаблоне выгнутая рама? И почему на конкурс Арон возил именно воронёный Байкал, "шоб выделяться"? Ну, третье место занял - и ладно.

 

 

PS: И вообще - какова политика ценообразования у Золтана? По размеру и толщине рамы? По трудозатратам? По качеству? По возможностям звукоизвлечения? По понтовости вида? Просто "от балды"? И насколько часто появляется новая модель (я не отслеживал) если появляется? Наблюдается ли исследовательско-производственное развитие? Нет ли каких статей-интервью-фильмов, могущих раскрыть эти и прочие вопросы касаемо доромбостроения (я не нашёл)?

Share this post


Link to post
Share on other sites
И насколько часто появляется новая модель (я не отслеживал) если появляется?

У Золтана на сайте есть прайс-лист от 2007 года, там в качестве новых были обозначены ЧПЖ, Зона 51 и Тунгуска. Года два назад из новых моделей появился Архео, а Тунгуску он снял с производства.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Думаю было бы полезно где-нибудь на видном месте указать, что механическая обработка доромбов лишь временно улучшит их внешний вид. Как бы не нашёлся дурак с напильником вроде меня.

Вроде как очевидно что продающиеся варганы - не набор деталей для самостоятельной сборки, а законченное изделие. Золтан не придает значения внешности инструмента и предпочитает сделать три гнутых вместо одного красивого, при одинаковом звучании - кого это не устраивает, просто берут другие инструменты. А кто решается на такую доработку, обычно знают на что идут.

 

И почему на конкурс Арон возил именно воронёный Байкал, "шоб выделяться"?

Черные и белые Байкалы примерно поровну.

 

 

PS: И вообще - какова политика ценообразования у Золтана? По размеру и толщине рамы? По трудозатратам? По качеству? По возможностям звукоизвлечения? По понтовости вида? Просто "от балды"?

Скорее, последнее) Качество сборки одинаково [неравномерно] у всех.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чёрных Байкалов дотоле не видел даже на фото. По доработке - сошлифовать заусенцы и наросты, выступающие за габариты прутка - это даже не лёгкий тюнинг, это просто приведение инструмента в порядок, всё равно что смазку вытереть. Я, например, режущие инструменты почти всегда сам дотачиваю и правлю на камне. По ценам - ведь Байкал сделать явно трудозатратнее, чем, например, Консула - надо язычок по толщине уменьшать от корня до середины, хвост отделывать, колено причудливо выгибать, шлифовать деки снаружи, никелировать (а до того - готовить к этому поверхности), шарик напаивать и шлифовать-полировать, да ещё и налаживать на тон... Хотя, вот, оба Рококо также требуют недюжинной и точной работы по закрутке прутка, а стоят смешно. В общем, странная политика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×