Золтан Силадьи | Варганный центр Обертон Про

Золтан Силадьи

Золтан СиладьиЗолтан СиладьиВенгерские доромбы, выпускаемые одним из самых известных мастеров варганного дела Золтаном Силадьи, популярны во всем мире благодаря разнообразию моделей, массовости изготовления и доступным ценам. Внешне доромбы выглядят довольно неприхотливо - все внимание сосредоточено только на звуковой части и технологичности производства.

Инструментам Силадьи свойственен заметный разброс по качеству - можно встретить как идеальные экземпляры, так и посредственные. Большинство моделей изготавливается во множестве тональностей (некоторые охватывают больше октавы), при этом высота звука варганов задается несколькими разными, случайно выбираемыми, способами, включая длину язычка и дек; размеры доромбов с одинаковым названием могут отличаться в разы. При кажущимся же многообразии большая часть инструментов мастера отличается только формой рамы - в них используются одни и те же язычки. Все это в совокупности приводит к полному отсутствию однозначности - одинаковые модели могут звучать по-разному, а разные - одинаково.

Кроме того, рамы большинства доромбов достаточно тонкие и требуют очень аккуратного хвата. Это отпугивает многих начинающих, особенно когда рядом нет учителя, способного показать всего несколько простых моментов, отделяющий правильный способ удержания от неправильного. Многие даже переходят в разряд опытных игроков, привыкнув держать варган грубо и уже не могут переучиваться - это гораздо сложнее, чем сразу делать правильно).

Интервью

Мой отец и моя мать были очень близки к музыке. Моя мама даже играла на нескольких инструментах. Это было естественно, что мои родители музицировали каждый день, также естественно было то, что я тоже присоединялся к их музыке. Я уже в раннем детстве познакомился с музыкальными инструментами. В 8 лет я занимался пианино. Тогда же я научился играть на флейте, и это было частью моей жизни до 31 года, но после того, как я встретился с варганом, я стал меньше уделять времени флейте и стал забывать ее.

Примерно в 1974 году я работал в библиотеке в области Бач-Кишкуне, но я чувствовал, что жизнь зовет меня к чему- то большему, другому. Поэтому я искал такие возможности, направления, в которых я могу выразить ту часть своей жизни, которая связана с музыкой, с музыкальными инструментами. Примерно в возрасте 23 лет я услышал иностранную передачу по радио, где я впервые услышал, как звучит варган. Это была встреча с ним.

Но я не знал, каким инструментом осуществляли этот звук. Но я чувствовал, что этот звук немного напоминает звук винтовых самолетов, так как я был близко знаком со спортивными полетами. Поэтому ответ был прост, так как звук винта это ни что иное, как встреча воздуха большого давления с воздухом маленького давления. Исходя из этого, я начал эксперименты и разработки, и за полтора года понял принцип работы варгана. Но варган я еще не видел, не держал его в руках и даже не представлял его. Я искал специальную литературу, фото, звук, мастеров, но я ничего не нашел. В общем, получилось так, что я оказался в вакууме, пытаясь найти источник информации, который потом мне будет помогать в работе.

Оглядываясь назад, думаю, что это было и хорошо и плохо. Плохое заключалось в том, что мне приходилось все придумывать и начинать самому. От материала, от создания до готового продукта. С другой точки зрения, от блуждания в вакууме есть преимущества, человек может найти такие внутренние импульсы, с помощью которых он достигнет конкретной цели, и по-новому. Я думаю, что в этом состоянии блуждания в своем внутреннем мире я нашел ответы на мои вопросы, на основе которых я мог сделать работающий варган.

Моя изначальная специальность была наборщик типографии, поэтому я был знаком со свинцовым металлом, с металлом для типографии, с металлом для букв, а со сталью нет. Из-за того, что я работал в библиотеке, я был знаком с буквами, бумагой, книгами. Но я думал, что сталь - это очень дружелюбное, бархатистое, шелковистое вещество. Но давай те же подумаем, что основной материал стали – железо, оно образуется внутри звезд. Оно синтезируется в сверхновых звездах большой массы в последний момент. Априори нельзя быть равнодушным к такой разновидности материи, которую породил космос. Для меня сталь - дружелюбный, естественный и милый материал, но мне надо было научиться обращаться с ним. Сталь не твердая и не мягкая, а дружелюбная. С ней можно разговаривать, и если человек нежно посмотрит на нее, то она сама примет форму, которую представили, задумали.

В моей молодости я познакомился с разными методами творчества. Я сам был творческим художником - любителем. В городе я сочинял стихи, рисовал, занимался живописью, танцевал национальные танцы, музицировал, писал танцевальные песни, и я бы мог еще много перечислять. Тогда в Кечкемете в 1966-1968 годах создалась альтернативная группа из художников-любителей, которую мы назвали Пургаториум. Ее центральные фигуры были Замбо Очике и Феллугаш Лаци. В сплоченном круге, созданном в такой дружной атмосфере творческой деятельности, мы видели возможность увеличения уровня нашей свободы, и выражения того, что другим способом нельзя было выразить. Мы тогда жили в закрытом мире, где незаметное и даже скрытое влияние диктатуры и цензуры человек мог пережить, только так если мог выражать свои чувства, мысли. Для этого был очень хороший метод, мы писали стихи, музицировали, строили скульптуры, фотографировали. Этот дружный круг Пургаториум позже стал зачатком студии Сентендре Вайда Лайоша.

Я думаю, что те молодые, которые тогда творили, были одного мышления и были одной возрастной категории. На сегодняшний день они стали официальными художниками и сейчас точно так же чувствуют, думают и имеют такое же мнение, как 30-40-46 лет назад. Я думаю, что главное в искусстве - это чтобы человек мог быть честен без ограничений. Искусство не терпит лжи. Ни в музыке, ни в картине, ни в статуе. Мы были своего рода самураями культуры, преданными и верноподданными самим себе, своим взглядам, своим целям. А также мы были бойцами, потому что мы могли защитить свою правду против тогдашних городских культурных префектур. Весь мой мозг был альтернативным мозгом. В детстве в школе я был хорошим учеником, но у меня всегда была надежда, что весь мой мозг является альтернативном мозгом. Все мое мышление, мои действия были альтернативными. Такого закона не было в Венгерской Народной Конституции, что к производству варгана нужно разрешение Хрущева, Брежнева или Сталина. Людям не нравилось только то, что я вышел из мира консолидированных и мелкобуржуазных целей и то, что пробовал найти свою дорогу. Это не нравилось. Но я думаю, что каждый инициативный человек, у которого есть свое эго и свои цели, всегда будет идти немного против мейнстрима.

Так как варган пришел в мою жизнь как новая любовь, то есть ударом молнии или падением метеорита, я думал, что после 2-3 лет экспериментальной деятельности, когда я уже вышел на потребительский рынок с готовой продукцией, всю мою энергию нужно посвятить этому. Я прекратил писать стихи, рисование, живопись, заниматься флейтой, всю совою жизнь с полной концентрацией посвящал этому делу. Моей целью было, чтобы я заново возродил этот забытый музыкальный инструмент, который давным-давно делали умершие цыганские кузнецы в Венгрии столетия назад, чтобы музыка варгана снова стала частью народной венгерской музыки. Моей целью было, чтобы варган стал более распространённый, чем флейта, так как он дает больше возможностей для человека по мгновенной выдаче спонтанной музыки его мечты по сравнению с другими инструментами, которые надо изучать 10 лет, чтобы зажать первый аккорд. Поскольку он помещается в карман, его всегда можно достать, он имеет внутренний, бархатистый звук, он не будит других из их снов, как флейта или как труба, или как альпийский рожок. То есть это антропоцентрический музыкальный инструмент, который можно даже очень хорошо использовать. Я думаю, что венгерской программе обучения нужно было принять его во внимание, и вместо флейты дать им в руки варган.

В экспериментальной фазе, в 1976-1977 годах новость обо мне несколько распространилась, и одна молодая пара из Голландии нашла меня и купила несколько штук из экспериментальных образцов. Они были одни из первых моих клиентов. Потом, в 1978 году, 20 августа, я получил приглашение на ярмарку выставочного народного искусства сюда в Кечкемет, где мои варганы скупили за несколько часов. Для меня это был большой толчок, и после, ярмарки выставочного народного искусства с каждым разом проводились все больше, от Дьора до Ньиредьхаза, от Ваца до Байя. Поэтому я на ярмарки выставочного народного искусства регулярно выносил свои экземпляры и оценивал их. Так я продал очень много экземпляров, десятки тысяч. Эта линия, которую начали Шебо Ференц и его группа в то время, очень совпадала с изначальной социальной или культурно-политической или молодёжно-политической миссией варгана, и еще: этот древний музыкальный инструмент был снова в национальной венгерской музыке, в венгерской музыке и в венгерской жизни. Хорошей основой для развития варгана были танцевальные дома.

Когда я свои варганы разработал до такого уровня, то смог появляться на рынке с регулярным востребованным внутренним рынком объемом. Моим первым шагом было то, что я запатентовал технологию. Это видно даже на моей стене. Вторым шагом я связался с Триалом. В лице доктора Вегшо Белане, которая была одним из руководителей Триала и видела волшебство в варгане, как в старом венгерском музыкальном инструменте, для того чтобы он был в наборе венгерских музыкальных инструментов. Она заключила со мной контракт, и я перевозил варганы в больших количествах Триалу, а также участвовал во внутренней торговле Триала. Это было очень важно, так как чем больше узнавали варган, тем сильнее хотели второй, третий, четвертый, пятый варган другой разновидности, который издавал другой звук, был уже другого типа, на котором надо по-другому играть. Так создались коллекционные группы в Венгрии и также в других странах. У моих самых восторженных коллекционеров имеется более 1000 штук из варганов Силадьи.

Интересно, что революция играла не только на политической сцене, но и на уровне сознания человека. Революция была распадом, но и вызовом. Каждый человек в своей жизни мог узнать, что революция 1989 - 1990 годов - это распад или вызов. В моей жизни, так как я занимался классическим делом, таким как музыка и музыкальные инструменты, это политическое изменение на самом деле не означало изменения в моей жизни или, высокопарно говоря, в моей продажной стратегии, потому что я знал, что даже если 2 человека останутся на земле, один из них будет любить музыку. И я знал, что музыка связывает нас вместе с Создателем. Я знал, что это такая великая власть, которую не могут отнять всемирное оружие, мечи, телефоны. После революции открылись государственные границы, границы в головах, в сердцах. Мои варганы далеко добрались, и моей личностью все больше стали интересоваться. Познакомиться со мной приезжали люди из Америки, из Азии, из Австралии, из разных стран мира. Одним из них был Антон Брухин, прекрасный музыкант и игрок на варгане. И на самом деле его требования к искусству, что подразумевается под варганом, повлияли и на меня. Даже с такой силой повлияли на меня, как мои внутренние звуки.

Это внутренние звуки при нормальной работе мозга, которые направляли меня на создание новых и новых типов. Всегда сначала слышен голос как бы изнутри, и на духовном уровне рождается вопрос, и в голове твоей раздастся звук варгана, как будто бы присвоил он его от сделанного раньше, кусок отъял от прозвучавшего когда-то.И тогда этот звук в тебе пускает корни и не дает успокоиться. И ты начинаешь экспериментировать. Разработка нового типа с индустриальным подходом длится восемь – десять лет. Восемь – десять лет для того, чтобы тип принес тот вид сбалансированности, который ты изначально услышал, он приснился или ты почувствовал. Я не использовал традиционные пути, так как я начал c полного информационного вакуума. У меня не было для него метода. Моя естественная форма жизни - то, что я венгр и что я дышу воздухом. Я живу на венгерской земле, дышу венгерским воздухом, и я родился в Венгрии. Это моя естественная форма жизни. Все, что я делаю, все, что я чувствую и думаю связано с этим началом. И для меня это очевидно.

У обычного варгана, вес примерно 25-30 грамм, поэтому у каждой молекулы особенная роль. Один церковный орган, который может быть весом 10 тонн и часто состоит из шести умноженных на 10 в 23 степени молекул, а там еще несколько молекул природа прощает, и даже человек с абсолютным слухом не услышит. А так как варган маленький музыкальный инструмент, то и маленькие ошибки имеют большое значение. Я думаю, что создание это такой физический, духовный процесс, это то, что человек может сделать для двух разных экземпляров и разным способом. Нет двух одинаковых движений, нет двух одинаковых моментов, нет двух одинаковых настроений. И поэтому каждый варган немного другой.

Когда я сделаю музыкальный инструмент, я его тестирую. Так тестирую, как автопроизводители тестируют свои машины, перед тем как выпустят на продажу. Протестирую, прохожу до границы и дальше. И когда я уже достаточно далеко прошел музыкальные и механические границы варгана, тогда я знаю, что обычный клиент будет ли удовлетворен или нет. Я не думаю, что музыкальные инструменты, взятые сами по себе, были бы просто вещами. Каждый музыкальный инструмент духовного происхождения, каждый музыкальный инструмент отображает высшее «Я» людей. Что выходит из музыкальных инструментов, пусть это будет ритм, мелодия - любым способом выводит звук высшего «Я» духовного уровня человека, то есть исполнителя, через это интерпретируется, через музыкальный инструмент интерпретируется мир чувств исполнительного художника. Все.

Физика сама по себе трансцендентный жанр, по крайней мере, квантовая механика, согласно выводам 1927-ых. Сейчас только общие мысли связаны с квантовой механикой и физическим миром. В квантовой механике вывод в том, что наблюдатель сам по себе изменит результат эксперимента. И это уже само по себе, наблюдателю, как субъекту, дает отдельную роль в формировании косвенной реальности, что не ограниченная, не отдельная, не фрагментированная суть субъекта для объективной материальной реальности, а то, как ты взглянешь на Луну, сын мой. От этой Луны идет информация в наблюдателя, то есть в тебя и обратно, информация идет на Луну. Два фактора, субъект и объект на глубоком духовном уровне подключаются друг к другу, и таким образом друг друга формируют. Достаточно показательным из квантовой механики посланием также я считаю эту мысль, что измерение изменяет результат эксперимента.Тем, что я пробую звук варгана определить тюнером, этим я и изменяю звук варгана. Физическая работа производства варгана преображается в духовную работу. То, что мои руки выполняют команды моего мозга, это уже само по себе трансцендентное дело. И то, что на основе моих команд моего мозга из ничего создается музыкальный инструмент, который будет звучат перед тысячью людьми и осуществит музыкальные идеи музыканта, это тоже духовная категория.

Все, что есть на свете и существует, связанно друг с другом. Здесь, сейчас мне надо процитировать известного китайского мудреца, Будду. Когда он говорит, что "вы думаете, что вы одни, представьте себя узлами рыболовной сети. Видите.каждый узелок связан с остальными узелками и остальные узелки связаны с вами. Вы не одни. Все со всем связывается, и только так можно поймать рыбу". Это одно большое духовное послание человечеству, отдельным людям, что мы не одни. Мы в духовной связи друг с другом. Мы связаны с нашей семьей, с нашим сообществом. И в качестве жителей Вселенной или Мультивселенной мы - части этой базы знаний, этой огромной шахты сокровищ, которую создали думающие существа Вселенной. И это самый большой интернет. И наш мозг, калиброванный на определенную чувствительность, может получить источник этих знаний. Так как в интернете, но к этому необходим духовный вай-фай, который нас подключит к большим серверам. Мы не одни, мы части материального и духовного мира. Поэтому любое создание, немного, как сказать, возвышает нас из состояния плоти.

Я женат, моя жена - мой спутник жизни, мой духовный партнер. У меня есть дети, есть внуки. Мой старший сын Силадьи Арон знаменитый варганист, мой младший сын композитор, который живет в Америке. Моим внукам 6 и 4 года. Они открыты для музыки и для варгана. Оба, естественно, играют на варгане. Семья была для меня лестницей, на которую я забрался. Человек без лестницы не может сделать такой прыжок, который надо было бы. Я опирался на свою семью. Шаг за шагом они укрепляли меня в цели, шаг за шагом помогали, чтобы я занимался своими попытками. И моя жена взяла всю нагрузку с моих плеч только для того, что бы я мог осуществить свои мечты. Чудо не исчезнет с человеком. Это находится в пространстве мира, это влияет из поколения в поколение. По-хорошему заражает семьи, сообщества, но то, что даже 13-й потомок по-настоящему хорошего пекаря будет интересоваться запахом муки, к лопате для выпечки и к печи, это точно.

Я знаю, что это звучит банально - мечта и ее реализация. Достаточно смешно выглядящая, все же это мысль обозначает глубинную настоящую суть. Я хотел стать производителем варганов. Чтобы я этим зарабатывал на жизнь. Я также хотел, чтобы узнали мои музыкальные инструменты во всех городах мира, странах. Чтобы хоть что-то пережило меня на одну секунду, после того как я закрыл навсегда глаза. Меня уже не будет, когда это видео всё ещё будет крутиться. Очень тёмные серверы в глубине уха на вращающемся магнитном диске будут говорить и миллион осколков моей души, разделившись на много серверов будет жить в загробной жизни. Как мои варганы, которые я продал, выпустил, многие тысячи из них, надеюсь, переживут меня, и потом они заговорят, если их спросят. Мое дело тут, в этом мире, скорее всего, было таким, чтобы я сделал что-то, чего не было у известного предшественника, то, что выполнимо и респектабельно. Это было моим делом. Я давал человечеству звуки. Пока человек играет на варгане, он не в состоянии выстрелить из оружия, нажать на курок. Так мои варганы служили миру, но если мне и моим варганам была назначена окончательная миссия отложить начало третьей мировой войны на 0,3 секунды, то это уже стоило того.


Венгрия, Кечкемет


Открыть в новом окне

Вы можете выразить благодарность мастеру или музыканту, просто нажав кнопку "Спасибо" или оставив в специальной теме на форуме более подробный отзыв или пожелание. Периодически все сообщения будут доставляться адресатам, не имеющим доступ в интернет, в письменном виде. Отзывы пользователей - серьезная мотивация и источник вдохновения для создания новых произведений!


127

Венгерские доромбы

Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)"
Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)"
Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)"
Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)" Доромб ZS478 "Леди (жесткий)"
Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS84 "Голем"
Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS84 "Голем" Доромб ZS96 "Подкаменная Тунгуска"
Доромб ZS96 "Подкаменная Тунгуска" Доромб ZS96 "Подкаменная Тунгуска" Доромб ZS96 "Подкаменная Тунгуска"
Способы оплаты - Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi, Paypal, Skrill, VISA, Mastercard Verified by VISA Mastercard Secure
Внимание! Все представленные у нас варганы являются штучной, авторской работой. Не существует варганных фабрик, заводов, производств; каждый инструмент изготовлен вручную конкретным мастером и неповторим в деталях.