Перейти к содержимому
Форум варганистов

Recommended Posts

Класс не это укороченное выступление, а более полное:

 

 

А вообще, конечно, позор России - что на Евровидение послали каких-то бабушек, а не Альбину.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати... Ким Борисов - нашёл только 3 фестивальных видео, аудио вообще не нашёл (возможно где-то в концертных/фестивальных сборниках будет). Великий исполнитель, снимаю шапку. Пока №1 для меня лично по технике игры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Класс не это укороченное выступление, а более полное:

Мда, классический пример традиционной якутской игры - случайный перебор всех приемов, "вот какие звуки я умею издавать на варгане"... Это может круто как самостоятельный вид творчества, но музыкой назвать язык не поворачивается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://yakutiatoday.com/gallery/music_borisov_kim.shtml << кто-нибудь успел скачать, пока оно там было? Очень прошу!

 

 

Мда, классический пример традиционной якутской игры - случайный перебор всех приемов, "вот какие звуки я умею издавать на варгане"... Это может круто как самостоятельный вид творчества, но музыкой назвать язык не поворачивается.

 

Недоступность понимания строгого сюжета - Ваша личная проблема. Для меня там случайного нету ничего, даже конского хвоста. Не говоря уже о "хвастовстве владеемыми приёмами" - это Альбине хотя-бы в силу возраста ни к чему (или Вы всерьёз считаете её хвастливой девчонкой, дорвавшейся до сцены?) Могу проконсультировать и направить на путь истинный, ДОРОГО. 8)

 

Это "круто" именно как истинно народная музыка одного из народов России, о чём, собственно, и фестиваль "Вся Россия", куда её и пригласили (странно, что не пригласили Аксентия, или Турбодзен, не?..)

 

 

При всём уважении, Вы троллите и дискредитируете якутов, не демонстрируя Ваши преимущества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Безапелляционнсть заявления "якуты и их хомусы лучше всех" располагает к некоторому троллингу;)

 

Спорить не буду, лишь выразил свое мнение для поддержания мирового баланса добра и зла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Точные цитаты, из которых Вы скомпилировали чернопиаровскую поделку:

 

"якуты играют виртуознее остальных"

"якуты вне конкуренции по виртуозности, якуты выжимают из инструмента больше чем кто бы то ни было"

"их хомусы звучат так, как никакие другие"

 

(С) Полное Собрание Сочинений Джима Тролля-среднего

 

Так что попрошу не передёргивать. 8) Я всё-таки имел в виду, и старался аргументировать, а не мерялся тем что в штанах с кем-то на Форуме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Друг Керри.

 

Даже идеальное понимание тобой замыслов якутских мастеров-изготовителей и якутских же исполнителей, а это возможно, хоть и вряд ли, не делает их инструменты, виртуозность и манеру исполнения лучшей для всех людей на земле. А твои высказывания, порой достаточно безапелляционные, и употребление тобой эмоционально-окрашенных слов и выражений и наводят на мысли о троллинге (это уже на самом деле рефлекс современный такой), либо попытках не высказать свое мнение, а УБЕДИТЬ в своей правоте. И как я вижу, уже не одного меня наводят. Это всего лишь мнение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олег, во-первых я как любитель минималистик техно все же не совсем согласен с твоей т.з, что якутская игра музыкой не является в-принципе )

Во-вторых тот факт, что часто встречаются якутские видео в стиле "вот какие звуки я умею издавать на варгане" я лично склонен объяснять тем, что эти записи являются не полноценным выступлением, а сжатой по времени демонстрацией диковинной штучки и колоритности якутской культуры.

В третьих ты конечно человек музыкально образованный и тебе как бы виднее, но ИМХО ты все же не восстанавливаешь баланс "добра и зла", а представляешь одну из его крайностей.

P.S. Carrey горяч и категоричен, но он тут не один такой, будьте терпимей )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дайте ссылки на видео, опровергающие превосходную степень владения якутами якутских хомусов - и я пристыженно заткнусь. Единственный противоаргумент пока был Арон Силадьи и Аубергине. Просмотрел кучу видео Арона, немного имеющихся Аубергине, а потом Кима Борисова одно видео с недавнего семинара в Москве. И остался при своём. Ещё раз - я отношусь к хомусу не как к фетишу, не как к куртуазной побрякушке (не буду обидно показывать пальцем), не как к "классическому народному" инструменту (Аубергине), не как к пружинке для иммитации звука синтезатора который иммитирует звук бас-гитары который иммитирует звук басовой пружины (турбодзенщина) - а как к "спутнику современного человека" (С) Ил Хомус. Приятен сам звук, и чем богаче звук - тем мне больше нравится исполнитель. Люблю, когда меня что-то удивляет. Посмотрел вот с ютьюба "Чылтыс Таннагашева импровизирует на хомусе" и пару раз втихаря по-доброму матернулся - умеет же, шаманка! Хотя и не якутка, кстати. 8)))

 

Это по исполнительству. А по инструменту - опять же, приведите примеры, демонстрирующие звук традиционных якутских приёмов + нечто ещё, исполненное не на якутских хомусах. Слушал исполнения якутами на неякутских инструментах - не то. Круто, хорошо, увлекательно - но не то, беднее звук. Хотя, конспироложествуя, можно допустить их соучастие в Великом Якутском Заговоре Вольных Кузнецов - исподволь принижать качества иноземных инструментов заради поднятия цен на свои поделки.

 

Насчёт "лучшей для всех" - я тоже не утверждал. Я высказывал свои выводы на основе отсмотра и прослушки 8 гигабайт хомусной музыки. Насчёт эмоциональной окраски и троллинга - не комментирую, ибо темой не владею - в интернете практически не был год, только недавно спаял антенну и начал выходить в сеть... Возможно, Вы пересидели в интернете и уже не воспринимаете нормальный человеческий текст? 8)

 

Убедить... Да. Мне хотелось бы убедить человека, считающего Арона Силадьи более виртуозным исполнителем чем Спиридона Шишигина - но время сделает это само, много надёжней и без взаимных оскорблений.

 

Уверяю Вас, я не настолько туп и дремуч, каким могу показаться. Возможно, это связано с тем, что я никогда не старался казаться каким-либо.

 

 

Пошёл шить якутский флаг.

 

 

ЗЫ: Вы мне лучше вот что скажите, как Вам было бы удобнее играть на мультитональном варгане - несколько кнопок вдоль язычка (по передней кромке / по верхней кромке); передвижная скользящая кулиса (с внутренней стороны / с обоих сторон); качающаяся клавиша (с обеих сторон синхронно - плавно весь диапазон / по фиксированным нотам)? Есть кое-какие мыслишки, требуется сориентировать в практическое русло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
не как к "классическому народному" инструменту (Аубергине)

У них совершенно современная музыка. Вы еще раньше что-то про их наряды писали, хотя наряды у них тоже абсолютно повседневные. Точно ни с кем их не путаете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ох, дружище Керри :)) Обо всём и обо всех ты уже сделал выводы, всех и вся по полочкам разложил, всем ярлычки навесил :lol:

 

Я выскажу просто свою точку зрения: Я люблю девушек. Русских, татарочек, испанок, шведок, перуанок, бушменок, китаянок... Люблю стройных, пышнотелых, с широкими, низко посаженными бедрами, узкобедрых и длинноногих, полногрудых и не полногрудых, блондинок, брюнеток и рыжих. И могу по различным канонам - разных временных периодов, географическим и т.д. обосновать преимущество одних перед другими. Более того, у меня даже есть конкретные предпочтения. Но, однажды я понял, что все они чудесны и красивы :wub: Каждая по-своему B) И перестал сравнивать их на предмет "какая лучше". Такое же отношение у меня к варганам (да и ко всему, пожалуй). Можно сравнить 2 варгана одного мастера или 2 варгана разных якутов и сделать для себя выбор, сравнивать же мастеров из разных традиций... выяснять, что лучше.... Для меня они просто разные и ни один не лучше другого...

 

Варган для меня одно из явлений жизни, приносящее мне радость особого толка. Как видишь, это не входит в выстроенную тобой классификацию. Видимо, из-за разницы в мировоззрениях, мне и мнится троллинг.

 

***Возможно, это связано с тем, что я никогда не старался казаться каким-либо*** Ну, тогда ты первый такой человек, который встречается мне на пути. Остальные либо когда-то все же старались, либо и сейчас, либо иногда все-таки стараются казаться.

 

Мир тебе и всем нам. :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго времени суток!

to carrey: Музыканты из "турбодзенщины)))" могут имитировать еще много чего разного, неохота слушать альбомы, посмотри мастер-классы))) Без обид)))

Желаю Всем Счастья)))

P.S. один из музыкантов из Якутии (если не ошибаюсь)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

HD: http://video.mail.ru/mail/nabatova.olga/1583/5308.html

 

Юлияна - Уhуктуу (Пробуждение) © 2011

 

Больше не в Айархаане?

 

 

Пятое видео Кима Борисова в сети!

Изменено пользователем 0leg
tube

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 

 

Мастера! Квинтэссенция якутского феномена вкратце.

Изменено пользователем 0leg
tube

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного Айархаана:

 

 

 

 

 

Изменено пользователем 0leg
tube

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Айархаан:

 

Дайар Дуораан (Алдана Бурцева, Павел Алексеев)

...и дублирую Йожины:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спиридон Шишигин и Ольга Прасс дуэтом:

 

...и много прочих хороших видеороликов от Паши Кузьмина тут: www.youtube.com/user/PashaKuzzmin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Классика! Иван Алексеев и его воспитанницы.

"Обратимся к Марксу..." ©

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ксклюзиф!™

 

Не вполне мастер, но исполнитель: Петерис Каджулис, Латвийская ССР, г.Нерета, 1952 год. Из архива полевых записей латвийских этномузыкологов.

 

Танец

Полька

Литовская полька

Камаринская

 

Более подробной информацией не владею.

 

PS: Google помог, сразу нашлась дипломная работа этих самых исследователей (

начиная с 13-й страницы), вот вам мой перевод с латышского, может быть будет интересно:

 

 

 

-----------------------------------------------------

 

Варган в Латвии. Некоторые исторические и музыкальные аспекты.

 

 

Ранние названия:

* wargans (варган) (1761)

* sohbu spehles (игры на зубах) (1828)

* wargana (варгана) (1872-1880)

* varagāns (вараган) (1892)

* wargas (варгас) (1896)

 

 

Названия инструмента в словаре (местные названия по краям):

 

* Варганс, варгаанс, варгана, варагаанс, варгантинс, варгас.

Вместе с глаголом "варганаат", возможно, произошли посредством славянских языков (русского или белорусского) от греческого органон - инструмент.

* Биувас - отсылка к словарю Ульманиса.

 

 

Название во второй половине 20-го века:

 

* Бандура - экспедиция в Нерету, 1952 (именно оттуда аудиозаписи!);

* Дуцэклис - встречается в трудах историков;

* Зоба (от зобс - зуб) - употребляется некоторыми исследователями фольклора.

 

 

Звуковые особенности варгана и игра на нём:

 

* Обертоновый инструмент;

* В звукоизвлечении участвует ротовая полость и гортань;

* Способы игры.

 

 

Варганист Пээтерис Каджулис

 

* Научная экспедиция в Нерету в 1952-м году

* Петерис Каджулис в Нерете демонстрировал бандуру с тихим, приятным, очаровывающим тембром. Поверх постоянного низкого звука исполнитель с помощью резонатора ротовой полости извлекает обертоны низкой частоты, которые в верхнем регистре напоминают тембр фагота.

 

 

Способ игры на варгане

 

* Инструмент берут в левую руку и прикладывают к зубам. Большим пальцем правой руки дёргают за пружинку, извлекая звук - ударяя рубящим махом внешней стороной пальца (под основанием ногтя) по тонкому концу пружинки (крючёчек) в направлении внутрь (на себя). Удар большим пальцем Петерис Каджулис нашёл сам. Цыгане учили рубить указательным пальцем правой руки наружу (от себя), но его приём удобнее. К тому-же, публика (зрители) не видит, что инструмент удерживается у зубов.

* Без зубов играть нельзя. "Если нет зубов, прикладывай к чему хочешь - хоть ко рту, хоть к жопе." Играя, нельзя касаться языком, иначе может отсечь язык. Играя, воздух не выдувают. Воздух вдыхают и выдыхают только ради дыхания. Gāmurs (раму?) не трогают. На вопрос "так как же на нём играют?" Петерис Каджулис отвечает: "Мысленно сам додумай, как это делается, объяснить это нельзя."

 

 

* Всего в латвийских археологических материалах на 2002 год идентифицировано 32 варгана.

 

* Два варгана из Риги обнаружены в кварталах горожан, шесть - на территории монастыря.

 

* Наиболее древний варган (из городских) датируется второй половиной 13-го века.

 

 

Стили игры на гетероглоттальном варгане

 

* Ритмически красочные, игра с тембрами и фактурами - большая часть Азии

* Мелодичные - земли Европы. Курт Закс о музыкальной сфере, относящейся к варганам, высказался так - "musica irregularis", то есть, музыка, не являющаяся ни церковной ни судебной(?). Таковой является музыка для детей, для развлечений, музыка странствующих бедняков.

 

-----------------------------------------------------

 

 

Такие дела, уважаемые коллеги. Делаю такие выводы:

 

* В Латвию (точнее - на территорию современной Латвии) варган пришёл скорее с Востока чем с Запада. Скорее всего это и тогда был "спутник современного человека", а не "попсовый" или "академический". Играли на нём истинно народную музыку, не салонную и не ритуальную.

 

* Варганов было мало, играли на них скорее монахи (интеллектуально развитые) чем горожане (мещане со склонностью более к светской официальной "попсе").

 

* Судя по 13-му веку, подозреваю и вероятность прихода варгана с Севера через варягов. Мобыть Якутия и есть мировая родина хомуса. 8)

 

* Стили Силадьи, Мицкевича, Турбодзена и многих прочих - ЦЫГАНСКИЕ (удар от себя). 8)

 

* Латыши (как и все европейцы заодно) не раскрывают души варгана, в отличии от восточных школ не задействованы диафрагма, связки, язык, носоглотка, дыхание, губы и прочее. Просто "пяу-пяу", и хватает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 carrey - Огромное спасибо за записи Петериса Каджулиса, я читал о нем, но никогда не слышал, а играет он совершенно обалденно и по стилю похож больше на эстонских исполнителей. Для меня это очень важные записи, я как-раз учусь играть в бездуховном стиле "пяу-пяу" (мне хватит :rolleyes: ) поэтому очень прошу, если у вас есть другие его записи поделитесь пожалуйста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вам спасибо, уважаемый! Конечно, как только я что-то новое узнаЮ по теме варганов, я это публикую на Форуме. Про Каджулиса спрошу у этномузыкологов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень познавательно, Carrey! Спасибо! :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
* Стили Силадьи, Мицкевича, Турбодзена и многих прочих - ЦЫГАНСКИЕ (удар от себя). 8)

Стиль игры и тип удара - не одно и то же.

 

* Латыши (как и все европейцы заодно) не раскрывают души варгана, в отличии от восточных школ не задействованы диафрагма, связки, язык, носоглотка, дыхание, губы и прочее. Просто "пяу-пяу", и хватает.

На основе информации по одному "не вполне мастеру" выводы не то что про европейцев, но и про латышей выглядят немного сомнительными... Не говоря уже про определение "души варгана", как таковое;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, раз интересно, и троллем не обозвали 8) , то - "Продолжаем разговор" © Карлсон (подозреваю, тоже варганист, судя по постоянномму жужжанию 8) ). Итак, Петерис Кажулис и варганы в Латвии.

 

ijhsnewsletter.files.wordpress.com/2012/01/ijhs-newsletter-6copy.pdf

 

Вестник Международного общества варганистов, №6-2007, 8 стр:

 

Latvia

Vargans in Latvia

 

Below you will find the article of Zane Smite from Latvia, including some information about herself and a foto which shows Zane Smite, Angelo Llotta (a musician and Jew's harp player from Sicily; his teacher was Luca Recupero; he performed with his group at the PORTA-festival in Riga on 8 November) and me. I spent with my spouse the weekend 8-11 November in Riga and wanted to attend the concert of Motion Trio (accordion trio from Poland) performing together with the state orchestra “Sinfonietta Riga” within the World music festival “Porta”. For more information I sent an email to the organisers, where I also mentioned my interest in the Jew's harp –and there enthusiastically responded Zane Smite. We met in Riga and discussed various possibilities of cooperation, one of which is the article about the Jew's harp in Latvia. Zane Smite would like to organise workshops on playing the jew's harp in 2008. I am sure that we easily will find jew's harp players within our IJHS wanting to teach the jew's harp in Riga.

 

Franz Kumpl

 

 

Article by Zane Smite:

 

Today Jew's harp in Latvia is little known, although it has a long history here. In archaeological excavation near German castles from 13.-17.century were found harps and their pieces – approximately 30 instruments. Biggest part of them – in Riga. It seems that Jew's harp came here from Europe and wasn't popular between local people. At first the name of instrument –vargas- was mentioned in a dictionary in 1761 by the German priest G.F Stender. At the end of 19th century the Latvian composer and folklore researcher Jurjānu Andrejs wrote about a blacksmith from the small village Alsviķi who made and played jew's harp by himself. The last evidence of vargans playing in the countryside are recordings from 1952 by Peteris Kadzulis. Records have been stored in the Latvian Folklore institute in Riga. The instrument has several names – vargans, vargas, duceklis (rumble), zobu spēles (teeth game). The most popular one is „vargans”. I heard one interesting story while I was writing my thesis about the Jew's harp. A music teacher from the countryside during a family party played different instruments among which also the Jew's harp. Suddenly her grandmother recognized the sound and told that in her childhood at her father‟s farm her aunt Geņa used this instrument for calling cows home in the evening. This instrument was called „vilku zobs” (wolf's tooth). The frame of the harp was made from bone but the tongue was made from broken-down scythe. In present days the instrument is played in folk groups and alternative music bands. Because there are no good playing traditions, the playing style is very simple.

 

As vargan becomes popular among young people – the music store „Upe” in Riga sold more than thousand instruments in the last few years, I hope exciting master-classes would promote playing culture in Latvia. The author Zane Smite about herself: I'm a singer - folksinger. Now I'm a student at Riga Teacher Training and Educational Management Academy (RTTEMA), speciality is vocal pedagogy. I was a singer of one of the most popular folk-rock group “ILGI”, today I participate in two groups – “Lidojošais paklājs” (Flying carpet) and “Owl's ethnographical orchestra”; I also like to be involved in different ethnomusic projects, I have a lot of CD with my groups. Last year I wrote my academy 3rd year work about the jew's harp. The reason was very simple - I love the sound of this instrument, and I wanted to know more about this wonderful instrument. First I met vargan when I was singer of group “ILGI”; this was in 1987. Since then I more or less play the instrument, now I have several harps in different tunes - biggest part made by Szilagy from Hungary.

 

 

Перевод на русский нужен?

 

Что мне показалось занятным - прикладное использование варгана "Волчий клык" из кости и спицы(?) для созывания коров с пастбища домой. В энциклопедии музыкальных инструментов мира, кстати, упомянуто, что некоторыми народами варганы используются для ухаживания в брачный период.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дайар Дуораан (Эркин Абаган и Алдана Бурцева)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×