Перейти к содержимому
Форум варганистов
esorokin

звяканье венгерских доромбов: как его уменьшить

Recommended Posts

Заполучив недавно несколько венгерских доромбов и поиграв на них, я был весьма впечатлен их звучанием с одной стороны, и озадачен склонностью к звяканью язычка по декам - с другой. Почти всегда звякают инструменты с узким кольцом, длинными деками и язычками: Полинезийский Тотем, Тибет, Катманду, Хан. Почти не звякают Черный Огонь (обычный и жесткий), с более классическим силуэтом, где кольцо широкое, а деки недлинные.

Интересно, что у меня это звяканье появляется не сразу, а через несколько минут игры. Посмотрев на себя в зеркало,

я понял, что в значительной степени в этом повинно невольное опускание левой руки в ходе игры, смещение кольца доромба вниз, и вызванное этим изменение направления удара по язычку правой рукой (видимо, венгерские доромбы этого не прощают даже в малейшей степени!). Поэтому сейчас пробую создавать во время игры упор безымянным пальцем и мизинцем левой руки в подбородок (большой, указательный и средний при этом держат кольцо доромба). Таким образом, левая рука с доромбом жестче фиксируется в одном положении. Безусловно, изменение плоскости удара по язычку пальцем правой руки в ходе игры - тоже вносит свою лепту в появление противного звяканья. С этим я еще не знаю, как справиться. Будем считать что отработка одноплоскостного движения правой руки - сугубо дело тренировок.

И еще - по-видимому на таких доромбах с длинными деками нельзя приоткрывать-закрывать губы во время игры. Сразу же раздается "звяк-звяк"....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще есть такие факторы, как сила прижатия к зубам - с одной стороны, очевидный, с другой - в процессе игры очень легко забываемый... И, наверное, последний оплот звяканья - непроизвольное движение челюстей, всплывает при усилении артикуляции и движениях губами. Можно понаблюдать, используя вместо варгана палец, в качестве индикатора - касаяс им верхних и нижних зубов, попроизносить буквы, пошевелить губами, имитируя игру на варгане...;)

 

Насчет формы доромбов - она не очень то и влияет, больше длина и индивидуальные особенности. Например, низкие ЧП и ЧПж точно так же встречаются довольно звякательные. А вообще, конечно, можно было бы использовать для рам сталь посолиднее - вон длинные узкие мондхарпы, например - их еще умудриться согнуть надо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Имеет значение то, куда направлено давление пальцев левой руки и как оно распределяется по варгану. Допустим, удобно, чтобы они лежали на месте, где кольцо переходит в деки. Но при одинаковом положении пальцев, результат может быть совсем разным - пальцы могут как давить на деки, так и переносить давление на кольцо. Если обжимать большим, средним и указательным пальцем именно само кольцо, крепко его удерживая и стараясь не сдавливать деки, то тогда устраняется одна из причин лязга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

насчет давления пальцами на разные части кольца верно - но лишь отчасти. У Катманду и Хана кольцо настолько маленькое, что пальцами по нему особо и не подвигаешь - фактически пальцы на эти доромбах лишь в одном положении находятся. Вот для Тибета это верно - там кольцо побольше и с размещением пальцев левой руки можно поэкспериментировать. Если взять этот доромб таким хитрым образом, что пальцы будет _слегка разжимать_ кольцо, - тогда он _совсем_ звякать перестает. Хотя этот Тибет - один из весьма и весьма склонных к звяканью инструмент.

 

Насчет материала для доромбов - наверное да. А вообще эти доромбы в нынешнем виде своем уходят корнями вглубь веков? Или Золтан Силадьи сам их и придумал такими?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
насчет давления пальцами на разные части кольца верно - но лишь отчасти. У Катманду и Хана кольцо настолько маленькое, что пальцами по нему особо и не подвигаешь - фактически пальцы на эти доромбах лишь в одном положении находятся.

 

Нет, не на разные части кольца, а разное направление самого давления (ну вектор, что ли) при абсолютно одинаковом положении пальцев. Как раз, играя на Хане, я это понял, столкнувшись с малым диаметром кольца. Наверное, это и приводит к тому эффекту разжатия, о котором Вы говорите.

 

Кстати, с тем же Ханом возможен еще один вариант - сместить указательный и средний пальцы так, чтобы они лежали чуть с внешней стороны кольца, оказывая основное давление на ту часть дек, которая прижимается к зубам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А держать нужно так, что бы ни одного процента усилий не не приходилось в направлении сжатия дек - т.е. только в плоскости рамы варгана. Никакого "шприца"! Представьте себе, что сжимаете его двумя плоскими дощечками. Одна из них - большой палец, расположенный вертикально (перпендикулярно язычку), другая - указательный им средний. Раму держите указательным и большим в верхней части кольца рамы, средним больше прижимаете варган к зубам, в нижней части кольца. Кроме отсутствия усилий на сжатие, этот хват довольно универсальный и эргономичный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Примерно вот так вот. Не должно быть вертикального давления на деки доромба, только горизонтальный хват

x_22227183.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На фото показан почти классический "шприц", от которого так решительно предостерегает уважаемый Администратор! :blink:

Большой палец явно не перпендикулярен язычку!

Я, когда играю, ставлю пальцы почти так же, как на фото, только указательный и средний не выставляю так далеко к декам - они у меня "заканчиваются" на тех местах, где кольцо начинает сужаться.

Завтра попробую поиграть с разными хватами, спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ммм... под шприцом я имел ввиду другое:

 

syringe_1.jpg syringe_2.jpg

 

А предлагал вариант с углублением варгана к корням пальцев:

 

pinch_1.jpg pinch_2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:lol: :lol: :lol:

как профессиональный врач могу сказать, что хваты настоящих шприцов так же разнообразны, как и хваты варганов!

Спасибо за фото! Я постараюсь изобразить что-нибудь по ним завтра

:jh: :jh: :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А держать нужно так, что бы ни одного процента усилий не не приходилось в направлении сжатия дек - т.е. только в плоскости рамы варгана. Никакого "шприца"!

Спасибо,помогло :rolleyes: До этого звенел беспощадно просто. )Как впрочем и Буйвол,у друга )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заполучив недавно несколько венгерских доромбов и поиграв на них, я был весьма впечатлен их звучанием с одной стороны, и озадачен склонностью к звяканью язычка по декам - с другой. Почти всегда звякают инструменты с узким кольцом, длинными деками и язычками: Полинезийский Тотем, Тибет, Катманду, Хан. Почти не звякают Черный Огонь (обычный и жесткий), с более классическим силуэтом, где кольцо широкое, а деки недлинные.

Интересно, что у меня это звяканье появляется не сразу, а через несколько минут игры. Посмотрев на себя в зеркало,

я понял, что в значительной степени в этом повинно невольное опускание левой руки в ходе игры, смещение кольца доромба вниз, и вызванное этим изменение направления удара по язычку правой рукой (видимо, венгерские доромбы этого не прощают даже в малейшей степени!). Поэтому сейчас пробую создавать во время игры упор безымянным пальцем и мизинцем левой руки в подбородок (большой, указательный и средний при этом держат кольцо доромба). Таким образом, левая рука с доромбом жестче фиксируется в одном положении. Безусловно, изменение плоскости удара по язычку пальцем правой руки в ходе игры - тоже вносит свою лепту в появление противного звяканья. С этим я еще не знаю, как справиться. Будем считать что отработка одноплоскостного движения правой руки - сугубо дело тренировок.

И еще - по-видимому на таких доромбах с длинными деками нельзя приоткрывать-закрывать губы во время игры. Сразу же раздается "звяк-звяк"....

Здравствуйте! У меня была такая же проблема, но все дело не в левой руке, отнюдь (а вот правая, может быть, вполне повинна). Я левша, поэтому у меня все наоборот. От неприятного звяканья мне помогло избавиться Сергей, мой учитель и наставник. А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здравствуйте! У меня была такая же проблема, но все дело не в левой руке, отнюдь (а вот правая, может быть, вполне повинна). Я левша, поэтому у меня все наоборот. От неприятного звяканья мне помогло избавиться Сергей, мой учитель и наставник. А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло!

Есть еще один способ решить эту проблему - чисто технический! Во время игры попробуйте наклонять инструмент: для меня левши - влево. соответственно для вас, правши - вправо! В общем всегда пожалуйста - чем смогу подскажу! :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло!

 

И как такие манипуляции отразились на звуке?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Есть еще один способ решить эту проблему - чисто технический! Во время игры попробуйте наклонять инструмент: для меня левши - влево. соответственно для вас, правши - вправо! В общем всегда пожалуйста - чем смогу подскажу! :jh:

 

 

 

вот именно! Наклоны варгана, производимые рукой, держащей инструмент, - и есть ни что иное, как компенсация его непроизвольного опускания в ходе игры! А чтобы вообще избежать этого самого опускания - можно в ходе игры опереть кисть этой руки 2 пальцами (мизинец+безымянный) на нижнюю челюсть (правши - на левую, левши - на правую)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ценный совет. У меня свежекупленный В.Поткина вдруг стал позвякивать (на мою радость зазоры там совсем маленькие и все заботливо подогнуто до меня). Перехватил как написано и - о чудо! Никакого звякания. Спасибо, Олег!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ценный совет. У меня свежекупленный В.Поткина вдруг стал позвякивать (на мою радость зазоры там совсем маленькие и все заботливо подогнуто до меня). Перехватил как написано и - о чудо! Никакого звякания. Спасибо, Олег!

На фотке кстати Архео ))советую внимательно присмотреться..Золтан стебанулся сделав небольшой закос под якутов) Но играет варган,и еще как))) :jh::rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При чем тут якуты? Многие ископаемые варганы демонстрируют такие же сужающиеся деки, и называется он не "якуто"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
При чем тут якуты? Многие ископаемые варганы демонстрируют такие же сужающиеся деки, и называется он не "якуто"...

Ну,прости уж нас с Колей...Такое у нас виденье) Что он показав Архео упомянул,что закос под якута,что я вижу.

Среди доромбов он более всего похож...Я конечно могу щаз выложить фотку любого другого доромба,для сравнения,но зачем..Мне и так видно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я написал про то, что такая форма характерна не только якутам, но и периодически извлекаемых из-под земли варганов в других частях света, и не говорил ничего про остальные доромбы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я написал про то, что такая форма характерна не только якутам, но и периодически извлекаемых из-под земли варганов в других частях света, и не говорил ничего про остальные доромбы.

Ок...))может чутка недопонял. Я просто чисто по доромбам отписал. А так инструмент превосходный)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×