esorokin 48 Опубликовано: 31 марта, 2010 Заполучив недавно несколько венгерских доромбов и поиграв на них, я был весьма впечатлен их звучанием с одной стороны, и озадачен склонностью к звяканью язычка по декам - с другой. Почти всегда звякают инструменты с узким кольцом, длинными деками и язычками: Полинезийский Тотем, Тибет, Катманду, Хан. Почти не звякают Черный Огонь (обычный и жесткий), с более классическим силуэтом, где кольцо широкое, а деки недлинные. Интересно, что у меня это звяканье появляется не сразу, а через несколько минут игры. Посмотрев на себя в зеркало, я понял, что в значительной степени в этом повинно невольное опускание левой руки в ходе игры, смещение кольца доромба вниз, и вызванное этим изменение направления удара по язычку правой рукой (видимо, венгерские доромбы этого не прощают даже в малейшей степени!). Поэтому сейчас пробую создавать во время игры упор безымянным пальцем и мизинцем левой руки в подбородок (большой, указательный и средний при этом держат кольцо доромба). Таким образом, левая рука с доромбом жестче фиксируется в одном положении. Безусловно, изменение плоскости удара по язычку пальцем правой руки в ходе игры - тоже вносит свою лепту в появление противного звяканья. С этим я еще не знаю, как справиться. Будем считать что отработка одноплоскостного движения правой руки - сугубо дело тренировок. И еще - по-видимому на таких доромбах с длинными деками нельзя приоткрывать-закрывать губы во время игры. Сразу же раздается "звяк-звяк".... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 31 марта, 2010 Еще есть такие факторы, как сила прижатия к зубам - с одной стороны, очевидный, с другой - в процессе игры очень легко забываемый... И, наверное, последний оплот звяканья - непроизвольное движение челюстей, всплывает при усилении артикуляции и движениях губами. Можно понаблюдать, используя вместо варгана палец, в качестве индикатора - касаяс им верхних и нижних зубов, попроизносить буквы, пошевелить губами, имитируя игру на варгане... Насчет формы доромбов - она не очень то и влияет, больше длина и индивидуальные особенности. Например, низкие ЧП и ЧПж точно так же встречаются довольно звякательные. А вообще, конечно, можно было бы использовать для рам сталь посолиднее - вон длинные узкие мондхарпы, например - их еще умудриться согнуть надо. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 31 марта, 2010 Имеет значение то, куда направлено давление пальцев левой руки и как оно распределяется по варгану. Допустим, удобно, чтобы они лежали на месте, где кольцо переходит в деки. Но при одинаковом положении пальцев, результат может быть совсем разным - пальцы могут как давить на деки, так и переносить давление на кольцо. Если обжимать большим, средним и указательным пальцем именно само кольцо, крепко его удерживая и стараясь не сдавливать деки, то тогда устраняется одна из причин лязга. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 31 марта, 2010 насчет давления пальцами на разные части кольца верно - но лишь отчасти. У Катманду и Хана кольцо настолько маленькое, что пальцами по нему особо и не подвигаешь - фактически пальцы на эти доромбах лишь в одном положении находятся. Вот для Тибета это верно - там кольцо побольше и с размещением пальцев левой руки можно поэкспериментировать. Если взять этот доромб таким хитрым образом, что пальцы будет _слегка разжимать_ кольцо, - тогда он _совсем_ звякать перестает. Хотя этот Тибет - один из весьма и весьма склонных к звяканью инструмент. Насчет материала для доромбов - наверное да. А вообще эти доромбы в нынешнем виде своем уходят корнями вглубь веков? Или Золтан Силадьи сам их и придумал такими? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 31 марта, 2010 насчет давления пальцами на разные части кольца верно - но лишь отчасти. У Катманду и Хана кольцо настолько маленькое, что пальцами по нему особо и не подвигаешь - фактически пальцы на эти доромбах лишь в одном положении находятся. Нет, не на разные части кольца, а разное направление самого давления (ну вектор, что ли) при абсолютно одинаковом положении пальцев. Как раз, играя на Хане, я это понял, столкнувшись с малым диаметром кольца. Наверное, это и приводит к тому эффекту разжатия, о котором Вы говорите. Кстати, с тем же Ханом возможен еще один вариант - сместить указательный и средний пальцы так, чтобы они лежали чуть с внешней стороны кольца, оказывая основное давление на ту часть дек, которая прижимается к зубам. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 31 марта, 2010 А держать нужно так, что бы ни одного процента усилий не не приходилось в направлении сжатия дек - т.е. только в плоскости рамы варгана. Никакого "шприца"! Представьте себе, что сжимаете его двумя плоскими дощечками. Одна из них - большой палец, расположенный вертикально (перпендикулярно язычку), другая - указательный им средний. Раму держите указательным и большим в верхней части кольца рамы, средним больше прижимаете варган к зубам, в нижней части кольца. Кроме отсутствия усилий на сжатие, этот хват довольно универсальный и эргономичный. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Furta 3 Опубликовано: 31 марта, 2010 Примерно вот так вот. Не должно быть вертикального давления на деки доромба, только горизонтальный хват Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 31 марта, 2010 На фото показан почти классический "шприц", от которого так решительно предостерегает уважаемый Администратор! Большой палец явно не перпендикулярен язычку! Я, когда играю, ставлю пальцы почти так же, как на фото, только указательный и средний не выставляю так далеко к декам - они у меня "заканчиваются" на тех местах, где кольцо начинает сужаться. Завтра попробую поиграть с разными хватами, спасибо! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 31 марта, 2010 Ммм... под шприцом я имел ввиду другое: А предлагал вариант с углублением варгана к корням пальцев: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 31 марта, 2010 :lol: как профессиональный врач могу сказать, что хваты настоящих шприцов так же разнообразны, как и хваты варганов! Спасибо за фото! Я постараюсь изобразить что-нибудь по ним завтра :jh: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 1 апреля, 2010 А держать нужно так, что бы ни одного процента усилий не не приходилось в направлении сжатия дек - т.е. только в плоскости рамы варгана. Никакого "шприца"! Спасибо,помогло До этого звенел беспощадно просто. )Как впрочем и Буйвол,у друга ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Huilos 0 Опубликовано: 13 апреля, 2010 Заполучив недавно несколько венгерских доромбов и поиграв на них, я был весьма впечатлен их звучанием с одной стороны, и озадачен склонностью к звяканью язычка по декам - с другой. Почти всегда звякают инструменты с узким кольцом, длинными деками и язычками: Полинезийский Тотем, Тибет, Катманду, Хан. Почти не звякают Черный Огонь (обычный и жесткий), с более классическим силуэтом, где кольцо широкое, а деки недлинные.Интересно, что у меня это звяканье появляется не сразу, а через несколько минут игры. Посмотрев на себя в зеркало, я понял, что в значительной степени в этом повинно невольное опускание левой руки в ходе игры, смещение кольца доромба вниз, и вызванное этим изменение направления удара по язычку правой рукой (видимо, венгерские доромбы этого не прощают даже в малейшей степени!). Поэтому сейчас пробую создавать во время игры упор безымянным пальцем и мизинцем левой руки в подбородок (большой, указательный и средний при этом держат кольцо доромба). Таким образом, левая рука с доромбом жестче фиксируется в одном положении. Безусловно, изменение плоскости удара по язычку пальцем правой руки в ходе игры - тоже вносит свою лепту в появление противного звяканья. С этим я еще не знаю, как справиться. Будем считать что отработка одноплоскостного движения правой руки - сугубо дело тренировок. И еще - по-видимому на таких доромбах с длинными деками нельзя приоткрывать-закрывать губы во время игры. Сразу же раздается "звяк-звяк".... Здравствуйте! У меня была такая же проблема, но все дело не в левой руке, отнюдь (а вот правая, может быть, вполне повинна). Я левша, поэтому у меня все наоборот. От неприятного звяканья мне помогло избавиться Сергей, мой учитель и наставник. А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Huilos 0 Опубликовано: 13 апреля, 2010 Здравствуйте! У меня была такая же проблема, но все дело не в левой руке, отнюдь (а вот правая, может быть, вполне повинна). Я левша, поэтому у меня все наоборот. От неприятного звяканья мне помогло избавиться Сергей, мой учитель и наставник. А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло! Есть еще один способ решить эту проблему - чисто технический! Во время игры попробуйте наклонять инструмент: для меня левши - влево. соответственно для вас, правши - вправо! В общем всегда пожалуйста - чем смогу подскажу! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 13 апреля, 2010 А сделать это очень просто! Можно воспользоваться надфилем с алмазным напылением, я же использовал бормашину, и с помощью любого из предложенных инструментов слегка пройтись по задней стенке язычка. В случае с моим венгром помогло! И как такие манипуляции отразились на звуке? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 13 апреля, 2010 Есть еще один способ решить эту проблему - чисто технический! Во время игры попробуйте наклонять инструмент: для меня левши - влево. соответственно для вас, правши - вправо! В общем всегда пожалуйста - чем смогу подскажу! вот именно! Наклоны варгана, производимые рукой, держащей инструмент, - и есть ни что иное, как компенсация его непроизвольного опускания в ходе игры! А чтобы вообще избежать этого самого опускания - можно в ходе игры опереть кисть этой руки 2 пальцами (мизинец+безымянный) на нижнюю челюсть (правши - на левую, левши - на правую) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 19 марта, 2011 http://www.oberton.pro/info/doromb-handling/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
kozub 12 Опубликовано: 19 марта, 2011 http://www.oberton.pro/info/doromb-handling/ Ценный совет. У меня свежекупленный В.Поткина вдруг стал позвякивать (на мою радость зазоры там совсем маленькие и все заботливо подогнуто до меня). Перехватил как написано и - о чудо! Никакого звякания. Спасибо, Олег! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 1 апреля, 2011 Ценный совет. У меня свежекупленный В.Поткина вдруг стал позвякивать (на мою радость зазоры там совсем маленькие и все заботливо подогнуто до меня). Перехватил как написано и - о чудо! Никакого звякания. Спасибо, Олег! На фотке кстати Архео ))советую внимательно присмотреться..Золтан стебанулся сделав небольшой закос под якутов) Но играет варган,и еще как))) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 3 апреля, 2011 При чем тут якуты? Многие ископаемые варганы демонстрируют такие же сужающиеся деки, и называется он не "якуто"... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 4 апреля, 2011 При чем тут якуты? Многие ископаемые варганы демонстрируют такие же сужающиеся деки, и называется он не "якуто"... Ну,прости уж нас с Колей...Такое у нас виденье) Что он показав Архео упомянул,что закос под якута,что я вижу. Среди доромбов он более всего похож...Я конечно могу щаз выложить фотку любого другого доромба,для сравнения,но зачем..Мне и так видно) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 521 Опубликовано: 4 апреля, 2011 Я написал про то, что такая форма характерна не только якутам, но и периодически извлекаемых из-под земли варганов в других частях света, и не говорил ничего про остальные доромбы. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 4 апреля, 2011 Я написал про то, что такая форма характерна не только якутам, но и периодически извлекаемых из-под земли варганов в других частях света, и не говорил ничего про остальные доромбы. Ок...))может чутка недопонял. Я просто чисто по доромбам отписал. А так инструмент превосходный) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах