Jump to content
Форум варганистов
Робот-варганоид

Хан (Венгерские доромбы)

Recommended Posts

Доромб мне понравился. Сам варган очень громкий и звонкий, притом, звук очень чистый, без присущего многим доромбам потрескивания или "шороха" в звуке (такой звук - не достоинство и не недостаток сам по себе, это зависит от желаемого звучания). У меня до этого из доромбов был только Ренессанс, одна из моделей начального уровня, по сравнению с ней Хан кажется более стабильным и менее склонным к лязгу, да и управляемость повыше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, про нетрескучий звук замечание в точку... А вместе с некоей упругостью, эластичностью это наверное один из самых "певучих" доромбов, вместе с Катманду.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой друг, когда гостевал в бабушки в Венгрии, купил себе такую штуку. Необычайно певучий варган, очень звонкий и, при этом звонкость не режет уха. Сравнивал с гуцульской дрымбой - небо и земля по певучести, хотя вещи немного разные и каждая имеет собственный тембр.

Share this post


Link to post
Share on other sites

действительно, инструмент весьма певучий и позволяет довольно долго тянуть звук дыханием и артикуляцией. Лязгает существенно меньше, чем Катманду - вероятно по той причине, что у Хана толще язычок (по форме корпуса они очень похожи). Зато и космического оттенка в звучании Хана поменьше. Небольшая масса и относительная мягкость язычка обуславливают сравнительно небольшую громкость (по сравнению с якутскими хомусами).

Очевидно, общая черта доромбов такой формы - не прощать малейшего изменения направления удара по язычку. У меня лязганье появляется не сразу в начале игры, а через некоторое время - когда левая рука с варганом чуть опустится, или когда правая (ударная) чуть изменит плоскость движения пальца. Впрочем, и длинные деки у таких доромбов также резко ограничивают возможности модификации звука с помощью приоткрывания-смыкания губ. Только начнешь прием "папа-мама" - сразу лязг... Поэтому губы стараюсь держать неподвижно.

Но в целом - впечатление очень приятное!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этот доромб меня покорил как первый раз попробовал сразу загорелся им. И купил его через некоторое время. Люблю на нем играть. первое время после Кошачего Глаза жестковат был для меня но я его и себя немного по дрессировал :rolleyes: теперь совсем ручной.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Получил на прошлой неделе. Певучесть и чуствительность к артикуляции у этого доромба потрясающие. Действительно, как и говорил Олег, чем-то напоминает дан мои. Усилий чуть-чуть, а звука ой-ой-ой.

Поначалу позвякивал, но за пару дней приноровился.

Инструмент с широчайшими возможностями. У Хана звук можно тянуть долго и это открывает новые горизонты в игре. Ни варган Глазырина, не комуз Кенчинбаева так не могут. Впрочем, наверное корректней было бы сказать, что звук Хана можно тянуть скорее дАльше, нежели дОльше. И эта прибавка в свободе управления звуком очень и очень ощутимая.

Быстрая двустороння игра пока для меня сложновата - еще не совсем привык, доробм все еще позвякивает при разгоне. Так что нет пока уверенности что быстрый двусторонний бой он хорошо переносит.

Громкость сопоставима с Глазыриным. Т.е. на мой взгляд достаточно громкий инструмент. Но можно не напрягаясь играть и довольно тихо. Что очень удобно, например дома в ночной тишине. :)

Язычок легкий, управлется слабым усилием и без напряжения руки. Не требует крепкого хвата, как брыкучие якуты. И мозги от него не трясутся. :) Играется легко и долго не напрягаясь и без устали. Замечательная вещь!

 

PS Сделанный под заказ футляр очень хорош. Маленький, изящный - в кармане незаметный. Очень удобно. Под шнурок только нужно глубже отверстие высверливать, чтоб клей лучше держал. Оригинальный крепеж не пережил даже транспортировки. Углубил и переклеял сам.

 

Спасибо и за интрумент и за футляр! Доробмы - зауважал!

Share this post


Link to post
Share on other sites

PS Сделанный под заказ футляр очень хорош. Маленький, изящный - в кармане незаметный. Очень удобно. Под шнурок только нужно глубже отверстие высверливать, чтоб клей лучше держал. Оригинальный крепеж не пережил даже транспортировки. Углубил и переклеял сам.

 

Спасибо и за интрумент и за футляр! Доробмы - зауважал!

 

Покажи фотки

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спустя несколько месяцев...

 

Итак, Хан - мой любимый варган на сегодняшний день. Но эта любовь - через тернии :) Первую неделю я им наслаждался. Потом с привычкой и сноровкой стало получаться разгонять его все дальше и быстрее. И тут оказалась зарыта собака. Ибо разгоняться он ни в какую не хотел. Разгон - он начинает дребезжать цеплясь язычком за одну из дек. Отогнешь язычок чуток - играет хорошо. Завтра берешь в руки - он опять, зараза, дребезжит. Мучался я так мучился и мне это надоело - закинул его нафиг в ящик и вернулся к Глазырину.

Но скоро заскучал. Достал из ящика и стал думу думать. Придумал. Пошел в магазин, купил маленькие алмазные напильнички (с напылением такие, для тонкого снятия металла). Сточил нафиг угол одной из рам. Дзынькать перестало, но звук ощутимо ухудшился. Поматюкался и снова забросил в ящик. (но в голове отложилось, что остренькие грани рамы примыкающие к язычку - не просто так!)

Снова заскучал. Достал. Придумал. Пошел в магазин, купил тиски. Два дня точил придавая декам обращенным к язычку острый угол (в смысле угол-то тупой, но грань остренькая). Откусил кусочек стальной клипсы для бумаги, подогнул и вдел в пазы чтобы пригнуть деки вплотную к язычку. Подгибая стальную скобу добился минимального зазора между язычком и деками чтобы и звук был хорош и язычок не цеплялся. С того дня прошло уже месяца три, а я все ненарадуюсь. Звук яркий, звонкий с характерной отточенностью из-за о-о-очень маленького зазора. При быстрой игре он все еще иногда позвякивает (это наверное карма всех доромбов), но эти слабые и редкие позвякивания тонут в ставшем гороздо громче и звонче звуке. Не варган, а сказка!

 

Собственно все. Happy end :)

 

Морали у сей басни две:

А. У любого Хана можно легко уменьшить зазор до самого возможного минимума с помощью такой вот нехитрой скобы. На раме есть удобные пазы для этого.

Б. Звякающий Хан лечится и доводиться до оптимального звука по указанному рецепту.

 

Фотки:

1. Скоба снята. К сожалению из-за ракурса не видно что зазор из-за расточки дек с двух сторон стал не детским. Хан лежит на язычке прогибаясь.

2. Скоба надета. Именно этой стороной Хан прислоняется к зубам. Скоба совсем не мешает. Собственно это единственно возможное положение скобы чтобы она не мешала класть инструмент в футляр.

3. Вид сбоку.

4. Скоба надета вид спереди. Язычок торчит вверх - не прогибается.

post-768-1318471442_thumb.jpg

post-768-1318471450_thumb.jpg

post-768-1318471458_thumb.jpg

post-768-1318471467_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за отчет, интересно было почитать и посмотреть! Так а какой все-таки был изначальный дефект, если так можно сказать, у этого экземпляра - деки кривовато согнуты были друг по отношению к другу? Я спрашиваю потому, что вроде как на первой фотке зазор с разных сторон разного размера, это, очевидно, результат стачивания.

 

Здорово, что не стали унывать, когда инструмент, казалось, был уже испорчен неосторожным вмешательством. Главное, не показывать ссылку Золтану, чтобы халтурить не начал, в расчете на то, что покупатели сами до ума доведут :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Так а какой все-таки был изначальный дефект, если так можно сказать, у этого экземпляра - деки кривовато согнуты были друг по отношению к другу? Я спрашиваю потому, что вроде как на первой фотке зазор с разных сторон разного размера, это, очевидно, результат стачивания.

 

Изначальный дефект - язычок был не совсем по-центру. Чуть ближе к нижней деке.

Дефект определяется легко. Берешь Хан в руку и на сантиметр-полтора оттягиваешь язычок - отпускаешь и слышишь четкое звякание - язычок стабильно цепляет деку. Соответсвенно при игре это вылазает. Легкие удары еще прокатывают, а как начинаешь быстро или сильно - сплошной щебет.

 

Т.е. инструмент изначально был с дефектом - то ли криво поставленный язычок, то ли криво согнутые деки - сказать сложно. Я проверял его этим самым тестом еще до того как решился точить. И лишь убедившись, что при сильном отгибе звякает он всегда, решился на хирургическое вмешательство. Ибо выбрасывать было жалко. А играть тихонько и медленно - уже не интересно.

 

Для исправления нужно было сточить лишь ту деку которая цепляла, ну да я как-то в по-ошибке полоснул напильником не по той. Пришлось потом долго пилять обе деки добиваясь этой самой остроты и чтобы язычок был по-центру.

 

А на фотках зазор еще как-то виден только на нижней - где язычок не прогибается и ракурс без наклона. Ой, сейчас сообразил, что подписи к фоткам неверные - исправил.

Share this post


Link to post
Share on other sites

2Мерзкий: Продолжаем тюнинг в стиле "Кривые руки" :)

 

Небольшое дополнение. От скобы отказался.

Подогнув как-то деки Кенчинбаева в тисках (они даже руками запросто гнутся при закрепленном в тисках инструменте), уменьшив тем самым зазор до минимума, озадачился: а почему собственно не сделать тоже самое своему Хану?

Правда это посложнее. Хан так просто не гнется. К тискам нужны пассатижи, крепкие мускулы и терпение. С двадцатой попытки подогнул все как надо. Хан теперь при прямом ударе (к себе) не звякает вообще. При обратном - всегда (что, по-моему разумению является его фичей). Звук по-прежнему "остро заточенный".

Share this post


Link to post
Share on other sites

День добрый!И все же, по прошествии времени, кто может сказать, как Хан реагирует на интенсивный двусторонний бой?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Долго расписывать не буду, но доромб супер, перепробывал многие, Хан один из самых интересных доромбов на которых доводилось играть...

Share this post


Link to post
Share on other sites

имею 5 доромбов(Тибет не в счёт), Хан из них любимый. Более покладист, универсален. Приятен на вид и ощупь, звук без стрекота(у меня яркий пример Баланс), но очень чистый и управляемый, чувствительность умеренно-острая, не жёсткий не мягкий. Несмотря на микроскопические зазоры, при нормальном хвате не звенит любым боем, разве что при сложных артикуляциях и то не известно какова в этом степень вины игрока. Очень приятные впечатления.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×