Перейти к содержимому
Форум варганистов
Аксентий

Небольшой опрос для тех, кто ориентируется в частотах/спектре

Recommended Posts

А скажите, пожалуйста, какие у кого пределы нижнего диапазона частот, из которого удаётся выделять обертоны? 

 

Ну, приблизительно в герцах и без привязки к какой-либо базовой частоте варгана.

Например: получается ли извлекать обертоны в диапазоне 300-400 Гц? 400-500 Гц? 600-700 Гц?...

 

Хотел бы собрать небольшую статистику на эту тему, буду признателен, если поможете с этим.

 

P.S. Можно даже просто скинуть короткий отрывок с максимально низкими звуками на каком-нибудь не особо высоком варгане, а по частотам я там сам посмотрю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если брать соль большой октавы, то ниже примерно 400 точно не лезу, т.е. 4 обертона вниз от расслабленного состояния (восьмого), а так обычно всё выше 500-600 играется.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Варган Ведун, основной тон  61,74гц

на отрывке си первой октавы - восьмой обертон -примерно 498 гц (идеал 439,9 гц) , ля первой октавы -седьмой обертон- примерно 438 гц (идеал 440гц), фа-диез первой октавы- шестой обертон- примерно 372гц (идеал 370 гц)низкие обертоны.mp3

ниже пока не опускалась

 

 

на големе (основной тон 49 гц) получается брать только восьмой обертон 392 гц, если надо, могу записать

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Варган с базовым тоном ~67,323Hz (на 50 центов выше C/2). Самый низкий на котором ещё как-то могу сыграть эту мелодию (уже почти за пределами физических возможностей) . На инструментах ниже - уже не удаётся сыграть самые низкие ноты этой мелодии.

 

67Hz.mp3

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем спасибо за ответы!
 

Если брать соль большой октавы, то ниже примерно 400 точно не лезу, т.е. 4 обертона вниз от расслабленного состояния (восьмого), а так обычно всё выше 500-600 играется.

 
Кстати, я сейчас ради интереса накачал себе всяких записей из групп вконтакте, чтобы посмотреть в спектре, что у кого происходит, и только что обнаружил, что в "Faremoanes Brureslag" вы вытягиваете обертон в области 300 Гц так, что он периодически вровень с более высокими часто идёт, а иногда и чуть выше. А варган, кажется, на си.

 

post-217-0-70393900-1447698460.jpg

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, я сейчас ради интереса накачал себе всяких записей из групп вконтакте, чтобы посмотреть в спектре, что у кого происходит, и только что обнаружил, что в "Faremoanes Brureslag" вы вытягиваете обертон в области 300 Гц так, что он периодически вровень с более высокими часто идёт, а иногда и чуть выше. А варган, кажется, на си.

 

Там был стандартный кубыз в соль с незначительным, но малость противным призвуком.

Про этот самый обертон я у себя картинки тоже наблюдал, но как-то всё него и его соседей машу рукой, потому что неосознанные и звучат вместе с другими. Подобные штуки у меня пока что на уровне «играть обычно / играть с низами», т. е. где-то на прошлой неделе вроде как дошло, что можно добавлять еще какую-то низкую составляющую, хоть и на слух воспринимается она порядком тише, а горло после сиих закидонов некоторое.

Та мелодия действительно специально игралась как можно ниже, потому что исходник на скрипке лез в те самые низы. Отдельно же четко выделять четвертый обертон и ниже скорее все же не получается, блуждающие они. А ~300Гц это вроде как третий. Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша :)

Кстати, в соседней теме было уже нечто похожее и загадочное http://www.oberton.pro/forum/topic/3279-тембр-внутри-тембра-и-игра-с-одновременным-усил/?p=23318

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подобные штуки у меня пока что на уровне «играть обычно / играть с низами»...

К слову, я ещё Fangjen и Royskatten с вашим участием «посмотрел» — там тоже заметные усиления обертона в области 300 Гц идут. У вас, видимо, талант к низам. (-: Пользуются-то этой областью часто, но как-то редко выводят обертоны этого диапазона на первый план.

 

Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша :)

А подскажите где именно? В какой-то композиции? Или в его мастер-классе, который в сети выложен? А то сейчас его «смотрю», он там как раз про варган настроенный на «B flat» говорит и играет на нём.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша :)

P.S. Да, дослушал в его мастер-классе про низкие обертоны и до момента, где он в самый низ забирается. В общем-то, вам до Янши осталось совсем чуть-чуть. Всё же, в данном случае важен не базовый тон варгана и не номер обертона, а та резонансная частота, на которую вы способны настроить объём голосового аппарата (ну, той его части, которая непосредственно в игре роль играет). Если есть отчётливые ≈300 Гц на среднем/высоком варгане, то и на любом другом будут, если чуть скорректировать положение мышц под конкретную резонансную частоту низких обертонов тех или иных варганов. А там и до ≈200 Гц дотянуть (в буквальном и переносном смысле) можно будет.

 

P.P.S. Дослушал/досмотрел до того момента, где Янша начал пробовать вниз на низкой соль добираться. Там расположение обертонов другое и до того же номера, что и на более высоким инструменте, он не добрался, но до той же области в ≈200-250 Гц — да. В общем, судя по всему, его личный частотный предел снизу — ≈210-220 Гц (во всяком случае на момент проведения того мастер-класса).

 

P.P.P.S. (Просто на всякий случай, вдруг кому пригодится) Вот отрывки в mp3 и спектр самых низких обертонов из обоих. Кстати, судя по всему, первый варган там на ля.

 

post-217-0-61875600-1447714883.jpg

deepA_Wolf.mp3

 

post-217-0-76162700-1447714920.jpg

deepG_Wolf.mp3

 

P.P.P.P.S. Кстати, тут можно обратить внимание, что на скриншотах видны всплески высоких частот. В мастер-классе Янша не говорит об этом, но, видимо, он, как и в моём недавнем видео, тоже убирает язык вперёд на самых низких, а не назад. Лично мне кажется, что это один из ключевых моментов для ухода в самый низ. Обычно мы все привыкаем управлять понижением обертонов по модели вниз и назад, но если переключиться на вниз и вперёд, то можно опустить корень языка ниже, чем обычно, и это освободит пространство с ≈300 до ≈200 Гц.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К слову, я ещё Fangjen и Royskatten с вашим участием «посмотрел» — там тоже заметные усиления обертона в области 300 Гц идут. У вас, видимо, талант к низам. (-: Пользуются-то этой областью часто, но как-то редко выводят обертоны этого диапазона на первый план.

 

А вот там точно специально не лез в них, ну просто потому что те мелодии расписывал по обертонам под себя и старался играть ровно то, что расписал. Если там и писал что-то ниже восьмого обертона, то разве что на все те же на 1/3 вниз (закрытые). Скорее всего, из области «так привык / научился», и всё заверте  :) Ну, буду знать.

 

А подскажите где именно? В какой-то композиции? Или в его мастер-классе, который в сети выложен? А то сейчас его «смотрю», он там как раз про варган настроенный на «B flat» говорит и играет на нём.

 

В мастер-классе, вконтакте который аудио, он там один вроде. A sharp = B flat = Ля-диез = Си-бемоль, уж почему он именно ее взял — ума не приложу. Оно-то вроде и правда если выходит под какую-то частоту подстраиваться, то аналогичное должно получаться инструменте с любой базовой частотой, но на практике часто кто к чему больше привык, у многих есть «любимые» ноты и инструменты, на которых проще больший диапазон равномерно охватывать. Видимо, ему в такой тональности удобнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сомневаюсь насчет того, в какие низы смогла добраться. Все таки, это ре в районе 300Гц или более высокий фа#?

ре или не ре.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сомневаюсь насчет того, в какие низы смогла добраться. Все таки, это ре в районе 300Гц или более высокий фа#?

 

Ну да, это вполне себе ре в районе 300 Гц, просто там одновременно с низким диапазоном ещё другие частоты выходят на первый план. Можно ещё попробовать подобрать какую-то такую артикуляцию, чтобы более высокие частоты подавить по сравнению с низкими. Но с этим может быть довольно непросто — самые низкие обертоны появляются благодаря глоточному резонатору, а положение языка даёт средние и высокие, так что иногда и непонятно совсем, как их убирать. Ну и тут уже могут быть поправки на особенности варгана — для разного обертонового шага нужно подбирать разные артикуляционные жесты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь вместе с движением вниз предстоит  избавляться от лишних средних обертонов. Я пыталась только дыханием усилить нижний и увести пик этого обертона повыше.

Спасибо за диагноз и вариант проработки этого момента)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вроде получается усилить пик обертона ре# в сравнении с рядом расположенными:

post-1814-0-82949500-1451241696.png

 

А вот ниже уже сложнее, совсем рядышком звучат:

post-1814-0-41256000-1451241681.png

 

 

 

250гц.wav

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно ли здесь получается усилить обертон с частотой около 100гц? В начале идет усиление обертона около 300 гц, а к середине происходит усиление более низкого, вроде и картинка спектра это отображает и график обертонов, но как то сомнительно)

100Гц.avi

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно ли здесь получается усилить обертон с частотой около 100гц? В начале идет усиление обертона около 300 гц, а к середине происходит усиление более низкого, вроде и картинка спектра это отображает и график обертонов, но как то сомнительно)

 

Низы действительно могут вполне себе вытягиваться дыханием, но это скорее фоновый и слабо контролируемый процесс, который влияет разом на весь спектр (хотя может и есть какая-то возможность усилить точечный контроль, тут уж наверняка сказать не могу пока). В вашем видео как раз можно обратить внимание на то, что в середине от дыхания не только 100 Гц подскакивает, но и 200 Гц весьма заметно. И после 300 Гц, но уже значительно слабее.

 

Но ещё есть другой момент, который лично меня как-то чуть было не ввёл в заблуждение: если слишком близко к микрофону играть, то низкие частоты будут сильнее улавливаться, чем нужно, и спектр будет показывать искажённую картинку. Это на всякий случай надо учитывать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 если слишком близко к микрофону играть, то низкие частоты будут сильнее улавливаться, чем нужно, и спектр будет показывать искажённую картинку. 

Тонкий момент, не догадалась бы. Спасибо! Буду несколько отстранятся от микрофона, а то чем важнее для меня эксперимент, тем ближе пододвигаюсь, чтобы уж наверняка все запечатлел)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...чем важнее для меня эксперимент, тем ближе пододвигаюсь, чтобы уж наверняка все запечатлел)

 

Да-да, я тоже так делал раньше, но как-то раз, играя именно в низком диапазоне, заметил, что у меня базовый тон низкой си сильнее обертонов звучать начал. Сначала было обрадовался появлению такой сверхспособности, но потом догадался, что тут что-то не то и отодвинулся от микрофона. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×