Аксентий 134 Опубликовано: 7 ноября, 2015 А скажите, пожалуйста, какие у кого пределы нижнего диапазона частот, из которого удаётся выделять обертоны? Ну, приблизительно в герцах и без привязки к какой-либо базовой частоте варгана. Например: получается ли извлекать обертоны в диапазоне 300-400 Гц? 400-500 Гц? 600-700 Гц?... Хотел бы собрать небольшую статистику на эту тему, буду признателен, если поможете с этим. P.S. Можно даже просто скинуть короткий отрывок с максимально низкими звуками на каком-нибудь не особо высоком варгане, а по частотам я там сам посмотрю. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
vtl 196 Опубликовано: 7 ноября, 2015 Если брать соль большой октавы, то ниже примерно 400 точно не лезу, т.е. 4 обертона вниз от расслабленного состояния (восьмого), а так обычно всё выше 500-600 играется. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 7 ноября, 2015 Варган Ведун, основной тон 61,74гц на отрывке си первой октавы - восьмой обертон -примерно 498 гц (идеал 439,9 гц) , ля первой октавы -седьмой обертон- примерно 438 гц (идеал 440гц), фа-диез первой октавы- шестой обертон- примерно 372гц (идеал 370 гц)низкие обертоны.mp3 ниже пока не опускалась на големе (основной тон 49 гц) получается брать только восьмой обертон 392 гц, если надо, могу записать 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Radiant 61 Опубликовано: 8 ноября, 2015 Варган с базовым тоном ~67,323Hz (на 50 центов выше C/2). Самый низкий на котором ещё как-то могу сыграть эту мелодию (уже почти за пределами физических возможностей) . На инструментах ниже - уже не удаётся сыграть самые низкие ноты этой мелодии. 67Hz.mp3 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 16 ноября, 2015 Всем спасибо за ответы! Если брать соль большой октавы, то ниже примерно 400 точно не лезу, т.е. 4 обертона вниз от расслабленного состояния (восьмого), а так обычно всё выше 500-600 играется. Кстати, я сейчас ради интереса накачал себе всяких записей из групп вконтакте, чтобы посмотреть в спектре, что у кого происходит, и только что обнаружил, что в "Faremoanes Brureslag" вы вытягиваете обертон в области 300 Гц так, что он периодически вровень с более высокими часто идёт, а иногда и чуть выше. А варган, кажется, на си. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
vtl 196 Опубликовано: 16 ноября, 2015 Кстати, я сейчас ради интереса накачал себе всяких записей из групп вконтакте, чтобы посмотреть в спектре, что у кого происходит, и только что обнаружил, что в "Faremoanes Brureslag" вы вытягиваете обертон в области 300 Гц так, что он периодически вровень с более высокими часто идёт, а иногда и чуть выше. А варган, кажется, на си. Там был стандартный кубыз в соль с незначительным, но малость противным призвуком. Про этот самый обертон я у себя картинки тоже наблюдал, но как-то всё него и его соседей машу рукой, потому что неосознанные и звучат вместе с другими. Подобные штуки у меня пока что на уровне «играть обычно / играть с низами», т. е. где-то на прошлой неделе вроде как дошло, что можно добавлять еще какую-то низкую составляющую, хоть и на слух воспринимается она порядком тише, а горло после сиих закидонов некоторое. Та мелодия действительно специально игралась как можно ниже, потому что исходник на скрипке лез в те самые низы. Отдельно же четко выделять четвертый обертон и ниже скорее все же не получается, блуждающие они. А ~300Гц это вроде как третий. Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша Кстати, в соседней теме было уже нечто похожее и загадочное http://www.oberton.pro/forum/topic/3279-тембр-внутри-тембра-и-игра-с-одновременным-усил/?p=23318 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 16 ноября, 2015 Подобные штуки у меня пока что на уровне «играть обычно / играть с низами»... К слову, я ещё Fangjen и Royskatten с вашим участием «посмотрел» — там тоже заметные усиления обертона в области 300 Гц идут. У вас, видимо, талант к низам. (-: Пользуются-то этой областью часто, но как-то редко выводят обертоны этого диапазона на первый план. Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша А подскажите где именно? В какой-то композиции? Или в его мастер-классе, который в сети выложен? А то сейчас его «смотрю», он там как раз про варган настроенный на «B flat» говорит и играет на нём. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 16 ноября, 2015 Янша-то, помнится, и на ля-диезе контроктавы его брал, но я не Янша P.S. Да, дослушал в его мастер-классе про низкие обертоны и до момента, где он в самый низ забирается. В общем-то, вам до Янши осталось совсем чуть-чуть. Всё же, в данном случае важен не базовый тон варгана и не номер обертона, а та резонансная частота, на которую вы способны настроить объём голосового аппарата (ну, той его части, которая непосредственно в игре роль играет). Если есть отчётливые ≈300 Гц на среднем/высоком варгане, то и на любом другом будут, если чуть скорректировать положение мышц под конкретную резонансную частоту низких обертонов тех или иных варганов. А там и до ≈200 Гц дотянуть (в буквальном и переносном смысле) можно будет. P.P.S. Дослушал/досмотрел до того момента, где Янша начал пробовать вниз на низкой соль добираться. Там расположение обертонов другое и до того же номера, что и на более высоким инструменте, он не добрался, но до той же области в ≈200-250 Гц — да. В общем, судя по всему, его личный частотный предел снизу — ≈210-220 Гц (во всяком случае на момент проведения того мастер-класса). P.P.P.S. (Просто на всякий случай, вдруг кому пригодится) Вот отрывки в mp3 и спектр самых низких обертонов из обоих. Кстати, судя по всему, первый варган там на ля. deepA_Wolf.mp3 deepG_Wolf.mp3 P.P.P.P.S. Кстати, тут можно обратить внимание, что на скриншотах видны всплески высоких частот. В мастер-классе Янша не говорит об этом, но, видимо, он, как и в моём недавнем видео, тоже убирает язык вперёд на самых низких, а не назад. Лично мне кажется, что это один из ключевых моментов для ухода в самый низ. Обычно мы все привыкаем управлять понижением обертонов по модели вниз и назад, но если переключиться на вниз и вперёд, то можно опустить корень языка ниже, чем обычно, и это освободит пространство с ≈300 до ≈200 Гц. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
vtl 196 Опубликовано: 17 ноября, 2015 К слову, я ещё Fangjen и Royskatten с вашим участием «посмотрел» — там тоже заметные усиления обертона в области 300 Гц идут. У вас, видимо, талант к низам. (-: Пользуются-то этой областью часто, но как-то редко выводят обертоны этого диапазона на первый план. А вот там точно специально не лез в них, ну просто потому что те мелодии расписывал по обертонам под себя и старался играть ровно то, что расписал. Если там и писал что-то ниже восьмого обертона, то разве что на все те же на 1/3 вниз (закрытые). Скорее всего, из области «так привык / научился», и всё заверте Ну, буду знать. А подскажите где именно? В какой-то композиции? Или в его мастер-классе, который в сети выложен? А то сейчас его «смотрю», он там как раз про варган настроенный на «B flat» говорит и играет на нём. В мастер-классе, вконтакте который аудио, он там один вроде. A sharp = B flat = Ля-диез = Си-бемоль, уж почему он именно ее взял — ума не приложу. Оно-то вроде и правда если выходит под какую-то частоту подстраиваться, то аналогичное должно получаться инструменте с любой базовой частотой, но на практике часто кто к чему больше привык, у многих есть «любимые» ноты и инструменты, на которых проще больший диапазон равномерно охватывать. Видимо, ему в такой тональности удобнее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 25 декабря, 2015 Сомневаюсь насчет того, в какие низы смогла добраться. Все таки, это ре в районе 300Гц или более высокий фа#? ре или не ре.mp3 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 26 декабря, 2015 Сомневаюсь насчет того, в какие низы смогла добраться. Все таки, это ре в районе 300Гц или более высокий фа#? Ну да, это вполне себе ре в районе 300 Гц, просто там одновременно с низким диапазоном ещё другие частоты выходят на первый план. Можно ещё попробовать подобрать какую-то такую артикуляцию, чтобы более высокие частоты подавить по сравнению с низкими. Но с этим может быть довольно непросто — самые низкие обертоны появляются благодаря глоточному резонатору, а положение языка даёт средние и высокие, так что иногда и непонятно совсем, как их убирать. Ну и тут уже могут быть поправки на особенности варгана — для разного обертонового шага нужно подбирать разные артикуляционные жесты. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 26 декабря, 2015 Теперь вместе с движением вниз предстоит избавляться от лишних средних обертонов. Я пыталась только дыханием усилить нижний и увести пик этого обертона повыше. Спасибо за диагноз и вариант проработки этого момента) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 27 декабря, 2015 Вроде получается усилить пик обертона ре# в сравнении с рядом расположенными: А вот ниже уже сложнее, совсем рядышком звучат: 250гц.wav Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 20 января, 2016 Действительно ли здесь получается усилить обертон с частотой около 100гц? В начале идет усиление обертона около 300 гц, а к середине происходит усиление более низкого, вроде и картинка спектра это отображает и график обертонов, но как то сомнительно) 100Гц.avi Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 20 января, 2016 Действительно ли здесь получается усилить обертон с частотой около 100гц? В начале идет усиление обертона около 300 гц, а к середине происходит усиление более низкого, вроде и картинка спектра это отображает и график обертонов, но как то сомнительно) Низы действительно могут вполне себе вытягиваться дыханием, но это скорее фоновый и слабо контролируемый процесс, который влияет разом на весь спектр (хотя может и есть какая-то возможность усилить точечный контроль, тут уж наверняка сказать не могу пока). В вашем видео как раз можно обратить внимание на то, что в середине от дыхания не только 100 Гц подскакивает, но и 200 Гц весьма заметно. И после 300 Гц, но уже значительно слабее. Но ещё есть другой момент, который лично меня как-то чуть было не ввёл в заблуждение: если слишком близко к микрофону играть, то низкие частоты будут сильнее улавливаться, чем нужно, и спектр будет показывать искажённую картинку. Это на всякий случай надо учитывать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 20 января, 2016 если слишком близко к микрофону играть, то низкие частоты будут сильнее улавливаться, чем нужно, и спектр будет показывать искажённую картинку. Тонкий момент, не догадалась бы. Спасибо! Буду несколько отстранятся от микрофона, а то чем важнее для меня эксперимент, тем ближе пододвигаюсь, чтобы уж наверняка все запечатлел) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 20 января, 2016 ...чем важнее для меня эксперимент, тем ближе пододвигаюсь, чтобы уж наверняка все запечатлел) Да-да, я тоже так делал раньше, но как-то раз, играя именно в низком диапазоне, заметил, что у меня базовый тон низкой си сильнее обертонов звучать начал. Сначала было обрадовался появлению такой сверхспособности, но потом догадался, что тут что-то не то и отодвинулся от микрофона. (-: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах