Velassa 6 Опубликовано: 19 ноября, 2015 Подскажите пожалуйста, где можно прочитать, как создавалась нынешняя теоретическая база по игре обертонами (какой открытым играется, какой закрытым,почему именно так , а не иначе), претерпевала ли изменения и является ли она единственной, которой пользуются варганисты при исполнении мелодий. PS и еще напомните, недавно в какой то теме форума выкладывалось исполнение гимна на варгане (за рулем движущийся машины игралось), долго искала,не нашла Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
vtl 196 Опубликовано: 19 ноября, 2015 Подскажите пожалуйста, где можно прочитать, как создавалась нынешняя теоретическая база по игре обертонами (какой открытым играется, какой закрытым,почему именно так , а не иначе), претерпевала ли изменения и является ли она единственной, которой пользуются варганисты при исполнении мелодий. Это по душу Владимира Маркова, можете ему в вк написать, так оперативнее выйдет Относительное текущее положение дел можно глянуть у него же http://varganist.ru/4.html и тут малость http://vk.cc/4r2ar8 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 19 ноября, 2015 Спасибо) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 20 ноября, 2015 Подскажите пожалуйста, где можно прочитать, как создавалась нынешняя теоретическая база по игре обертонами (какой открытым играется, какой закрытым,почему именно так , а не иначе), претерпевала ли изменения и является ли она единственной, которой пользуются варганисты при исполнении мелодий. Про чередование открытых и закрытых — это уже скорее область физики, чем область музыки. Тут, насколько я успел понять, действует примерно тот же принцип, что и в флейтах: если резонатор на конце открыт, то там всегда будет узел волны, а если закрыт — пучность. Кстати, это особенно хорошо можно прочувствовать и понять, поиграв на какой-нибудь обертоновой флейте, где тоже для точного порядка нужно чередовать открытые и закрытые. Но тут лучше уточнить об этом моменте у кого-то, кто хорошо ориентируется в физике, что именно там происходит. В любом случае, для того, чтобы играть обертоны по порядку приходится чередовать открытые с закрытыми. Ну а с тем, чтобы обертоновый ряд причёсывать под приблизительное соответствие какому-либо другому звукоряду (кроме непосредственно обертонового) — тут уже возможны самые разные варианты. При этом ещё можно учесть: если ориентироваться на тот же равномерно темперированный строй, то в некоторых случаях может отпадать необходимость в строгом делении на закрытые и открытые (например, на очень низких варганах в области третьей-четвёртой октавы, где количество обертонов может быть огромным). 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 20 ноября, 2015 Пример как играть на одних открытых ( там вторая ступень только проскакивает, такая скажем "отчасти прикрытая". Чище всего обертона получаются чередованием открытых и закрытых. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
vtl 196 Опубликовано: 20 ноября, 2015 Пример как играть на одних открытых Туда же: https://www.youtube.com/watch?v=4BCO6LfD184 От себя добавлю, что закрытые в нее можно добавлять, но весьма избирательно, как раз про «отчасти прикрытые», причем мне кажется, что подобное звукоизвлеченее весьма сложнее в плане напряжения горла и управления всем этим делом. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Velassa 6 Опубликовано: 20 ноября, 2015 Про чередование открытых и закрытых — это уже скорее область физики, чем область музыки. Тут, насколько я успел понять, действует примерно тот же принцип, что и в флейтах: если резонатор на конце открыт, то там всегда будет узел волны, а если закрыт — пучность. Кстати, это особенно хорошо можно прочувствовать и понять, поиграв на какой-нибудь обертоновой флейте, где тоже для точного порядка нужно чередовать открытые и закрытые. Но тут лучше уточнить об этом моменте у кого-то, кто хорошо ориентируется в физике, что именно там происходит. Ответы на некоторые свои вопросы я нашла, прочитав работы Маркова. В частности, чередование обертонов взято из киргизской народной музыке, и если научишься, то можно будет брать обертоны и без четкого чередования закрытый - открытый. А вот про физику процесса вопрос остается открытым) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 6 декабря, 2015 А вот про физику процесса вопрос остается открытым) В общем, детального и понятного объяснения этого явления я пока не нашёл, но везде пишут, что в закрытых трубах усиливаются нечётные гармоники (т.е. чётные обертоны, если говорить с оглядкой на терминологию, где основной тон/первая гармоника не является первым обертоном). Можно поизучать всякую литературу, где разбирается строение органных труб, там этот вопрос часто упоминается. И вот ещё цитата, которая немного поясняет суть дела: «Звуковая волна, частота которой равна частоте основной волны, умноженной на 2, 4, ..., не может иметь узел на одном конце и пучность на другом, а, значит, стоячие волны такой частоты в закрытой трубе не могут существовать». Короче говоря, такой вот универсальный способ очистить спектр от половины обертонов. (-: если научишься, то можно будет брать обертоны и без четкого чередования закрытый - открытый. Это смотря какой варган и смотря о каком частотном диапазоне речь идёт. Там где обертонов мало и обертоновый шаг широкий — относительно легко и на открытых всё по порядку играть. Но если брать очень низкие инструменты, или верхний частотный диапазон (ну, кроме того, который только на закрытых играется), то там для точной игры по порядку на открытых надо обладать микромоторикой 80-го уровня. Теоретически научиться такому можно, а вот на практике не всегда получается — обертоны то и дело «соскальзывают» на соседние пики, да и могут как-то уж слишком слитно с ближайшими «соседями» звучать. Но вообще, это я сейчас, пожалуй, довольно субъективно всё оцениваю, с излишней оглядкой на свои нынешние технические особенности при игре. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах