Перейти к содержимому
Форум Обертон Про
lykke

О географическом происхождении конкретного варгана и стиле игры на нём

Recommended Posts

Привет.

 

Возможно, странное название темы, но мне хочется поговорить вот о чём - постараюсь сформулировать, хотя почему-то крайне сложно выразить мысли "на бумаге"... Как бы это объяснить...

 

Когда я играю на варгане, то имею вполне отчетливый визуальный ряд, какие-то ассоциации, которые возникают при этом. И эти ощущения сильно связаны с каким-то конкретным инструментом. А точнее - его происхождением.

Объясню - есть у меня несколько инструментов, недавно приобретенных: Мурчунга Райбхандари "Орел", Дан Мои, Темир-комуз Кенчинбаева, доромб Черное пламя и Поткина. Очень хочу еще и другие, но всему свое время.

 

Так вот, если я беру в руки Кенчинбаева, то мне представляются степи, трава, кони, ветер, холмы и всё такое прочее. Соответственно, отсюда идут мелодии, которые могут этому ряду соответствовать. 

 

На Дан Мое хочется играть что-то такое, что визуально связано со страной происхождения, и соседними странами. Рисовые поля, широкополые шляпы эти, сборщицы чая.. Опять же, что-то такое, возможно китайское. 

 

Мурчунга - она такая особенная, в плане и внешнего исполнения и страны происхождения. Она отлита, язычек интересный. Тут с визуальным рядом сложнее, но что-то такое околоиндийское. Дядьки в чалмах, например. Как тот, мистер.. мистер, забыл, как его, с ролика ютубного - колоритный такой, индийский дяденька.

 

Чёрное пламя - здоровский инструмент, но тут как-то сложнее. 

Поткина - так же.

 

Если бы у меня был якутский хомус, то и ряд был бы соответствующий. И желание играть определенные мелодии на нём - тоже.

Маультроммель - значит что-то такое западно-европейское.

 

Вот Поткина тут как-то выпадает из ряда, как обучающий инструмент. Такие вот ассоциации, допускаю, что не очень правильные. Но тем и хорош.

 

В связи с чем вопрос/размышление: беря в руки мурчунгу я не могу играть то же самое, что и на Кенчинбаева, просто диссонанс восприятия получается. Это всё равно, наверное, как на Страдивари "Мурку" играть. Нет, можно конечно, но совсем не то. Точно так же и с Дан Мои.

 

Мне почему-то сложно выразить словами вот эти конкретно мысли, но вы меня поймёте, возможно.

 

Т.е. что я хочу сказать - страна происхождения какого-то конкретного инструмента, его исполнение, рука мастера располагает к определенному стилю игры, определенным мелодиям, определенному визуальному ряду при этом.

 

Возможно, Вы скажете - не надо заморачиваться! Просто играй! Так и играю, учусь, но вот поймал себя на таком ощущении и, как мне представляется, в этом есть что-то правильное :)

 

А как у вас? Не случалось подобного?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, у Вас просто живое воображение. Сейчас мой основной варган - от ульяновского мастера Масько, и я с ужасом представляю, что было бы, если бы во время игры на нём меня преследовали бы картины моего единственного посещения Ульяновска лет девять назад (фестиваль интеллектуальных игр, ночёвка на улице, конфликт с ментами, конфликт с гопотой, пьянство, разгильдяйство).
Хотя в целом как явление оно и неплохо, развлекает, вдохновляет и вообще. Можно, например, на волне подобного интереса полазить в интернетах, посмотреть пейзажи заинтересовавшей страны или там виды улиц в режиме реального времени. Вот, нынче в одной теме отписался товарищ, который играл на варгане, впал в раж и транс и повредил себе физиономию. Это, несомненно, гораздо менее полезный закидон.
Кстати, о закидонах. У варганистов их на редкость много, я думаю, даже больше, чем у любых других музыкантов. Представьте вот, человек играл на баяне или ксилофоне... хотя это я, скорее всего, просто завидую, потому что у меня ничего похожего не бывает  ^_^ хотя в последнее время очень много играю, осваивая все эти норвежские трели и переливы. Весьма сложно это всё.
Что-то я раззвезделся)

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Т.е. что я хочу сказать - страна происхождения какого-то конкретного инструмента, его исполнение, рука мастера располагает к определенному стилю игры, определенным мелодиям, определенному визуальному ряду при этом.

 

А как же, знаменитый якутский стиль :) Ну да, инструмент вполне себе определяет, что ты на нем захочешь и сможешь сыграть, куда от механики деться. Есть инструменты в какой-то степени универсальные. 

Ну а ежели вопрос про какие-то тонкие духовные материи, то нет, не могу сказать, что у меня лично на данном этапе появляются в голове пестрые картинки, связанные с инструментом и подходящей под него традиционной игрой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боюсь, что если взять любой варган и назвать его неправильно, картинки - а то и стиль игры - будут тяготеть именно к услышанному, а не настоящему;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воображение в целом это хорошо, особенно на начальном этапе оно особо бурное. С местностью у меня сильных ассоциаций нет, только уж если сам инструмент конструктивно сильно отличается и заставляет представлять и копировать оригинальный стиль игры. Например мне трудно представить на чём ещё можно сыграть мелодии и ритмы в раджастанском стиле, кроме морчунги(мурчунга не в счёт)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воображение в целом это хорошо, особенно на начальном этапе оно особо бурное. С местностью у меня сильных ассоциаций нет, только уж если сам инструмент конструктивно сильно отличается и заставляет представлять и копировать оригинальный стиль игры. Например мне трудно представить на чём ещё можно сыграть мелодии и ритмы в раджастанском стиле, кроме морчунги(мурчунга не в счёт)).

 

Ну примерно об этом я и говорил. Сам инструмент просит сыграть на нём что-то аутентичное, родное ему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Недавно Владимир Марков где-то тут на форуме выкладывал видео, где норвежский варганист играет на вахитовском кубызе - от записей с аутентичной мунхарпой совершенно не отличить.

География совершенно не причем, дело исключительно в национальной традиции, способах звукоизвлечения и личной манере игры. Индус легко сыграет по-раджистански на доромбе, а якут жахнет по-якутски не мурчанге)

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а якут жахнет по-якутски не мурчанге)

 

дам сто рублей тому якуту :) обычно получается что-то странное, мягко говоря

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если я правильно помню байку, то тот же Моханлал несколько изменил свою технологию после того, как подержал в руках что-то якутское. И один из его вариантов оформления так и называется "якут". А у Спиридона Шишигина есть моханлаловский Павлин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Австрийский Йофен менял технологию после встречи с Христофоровым... Появилась дорогая "якутская" модель... с язычком стандартного маультроммеля и, соответственно, неотличимая по звуку.

 

Тоже самое с индусами, но те не претендуют на разномодельность - просто другая форма рамы, по мотивам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Недавно Владимир Марков где-то тут на форуме выкладывал видео, где норвежский варганист играет на вахитовском кубызе - от записей с аутентичной мунхарпой совершенно не отличить.

География совершенно не причем, дело исключительно в национальной традиции, способах звукоизвлечения и личной манере игры. Индус легко сыграет по-раджистански на доромбе, а якут жахнет по-якутски не мурчанге)

Выкладывал в отзывах к "стандартному". Стандартный то сам по себе по конструкции и параметрам схож с мунхарпой(комузом, пармупиллем и т.д.).

На доромбе то индус сыграет по раджастански, но вот не уверен что звучать будет что то хотябы приблизительно похожее на Маларама. 

По поводу национального способа звукоизвлечения и традиции - это видимо и есть та суть ради которой открывалась эта тема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про доромбы говорить в общем - занатие неблагодарное... У Золтана полно одинаковых, по сути, "моделей", но и очень разных тоже хватает. Пара цифр: жесткость от 25 до 180, длина язычка от 40 до 110, частота от 25 до 150. И самые жесткие и высокие очень даже похожи на аналогичные индийские по всем аспектам, включая прикладистость и звук. Другой вопрос, что именно таких доромбов, на самом деле, немного - а именно, всего один (хоть и существующий в трех или четырех названиях) - и вопрос уже сводится к сравнению всего лишь одного конкретного варгана с целой традицией... А у индусов то их полно, и очень разных, и мягких и низких - только играют они на всем по-своему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Забавная тема. А попробуй-ка ты выбирать варган, завязав глаза. Естественно если среди ассортимента не будет знакомых тебе инструментов, которые ты и так знаешь наощупь. Самые правильные ощущения возникнут, как мне кажется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×