Перейти к содержимому
Форум варганистов
Аксентий

Маультроммели в списке нематериального культурного наследия человечества

Recommended Posts

Можно поздравить австрийцев. Их варганная традиция (в оригинале — maultrommelspiel) попала в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Скоро обещают выложить сертификат и прочие сопутствующие радости. Надо будет проверить: вполне возможно, что из варганных традиций в этом списке никого, кроме австрийцев, пока и нет.

 

Вот подробности на немецком

 

А вот еще видео для привлечения внимания. К теме отношения почти не имеет, но забавное. Социальная реклама про защиту природы под игру Вольфа Янши.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://ijhsnewsletter.wordpress.com/catego...rticles/page/3/ -- нижний абзац поясняет причины и выгоды такой сертификации, а также вдохновляет на борьбу прочие варганные регионы.

 

Видео весьма характерное -- умяв газон площадью с себя, причёсывать и холить блатной пучок травы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сертификаты ... , Дипломы ..., Авторские права ...

скоро, играя в австрийском стиле, мы станем нарушать целую кучу патентов и зарегистрированных прав ... Как в анекдоте: -Слепив в песочнице прямоугольный кирпичик, трехлетний Вова неожиданно нарушил сразу восемь (!) патентов Apple ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я, конечно, слышал краем уха и про довольно странные инициативы ЮНЕСКО, которые касаются именно темы авторских прав, но вплотную информацию не изучал и не встречал пока каких-то подтверждений, что такие инициативы могут внушать какие-либо опасения.

 

Но что до конкретно статуса нематериального культурного наследия человечества, то вот конвенция: 132540r.pdf

Там все же речь идет о вполне себе полезных и хороших вещах, а не о патентах и авторских правах. И вряд ли кто-то может рассказать о случае, чтобы игра на моринхуре вне контексте монгольской традиции или на дудуке вне контекста армянской (оба эти инструмента в списке нематериального культурного наследия человечества) приводила к каким-то проблемам. (-;

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... И вряд ли кто-то может рассказать о случае, чтобы игра на моринхуре вне контексте монгольской традиции или на дудуке вне контекста армянской (оба эти инструмента в списке нематериального культурного наследия человечества) приводила к каким-то проблемам. (-;

 

шучу-шучу ... в каждой шутке есть доля шутки ... :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На уровне Австрии... согласен, на уровне ЮНЕСКО - бред сивой кобылы. Я уже писал о лучшем австрийском мастере, виделся с ним. В клипе красноречивый звук этих маультроммелей. Это хорошие инструменты, например, доча у меня очень любит лабать на Йфеновском маультроммеле - он лёгкий, зубы не вышибает, мелодичный, но это уровень озорства как бы, весёлых деревенских посиделок (травку причесать, молодуху за сиську ущипнуть, попрыгать выше всех и т.д.). Есть же у них ассоциация, накой им ЮНЕСКО то?

Правильней было бы создать международную ассоциацию мастеров варганостроения с базой в России. Например уровень мастеров разбить на три класса. 3 класс - сделал варган (привнёс что-то своё, хороший звук, вид, выносливость и т.д.) варган оценён комиссией, присвоен мастеру 3-й класс ( значёк с изображением варгана и цифрой три). 2-й класс: предоставлен настроенный варган (опять же со своей фишкой, присущей только этому мастеру) на определённую ноту + несколько рекомендаций от известных музыкантов и мастеров, оценка комиссии (значёк с изображением в форме икса варгана и камертона и цифрой 2). Ну и 1-й класс: Изготовление серии варганов (любая октава со всеми диезами и бемолями полностью). Значок с изображением варгана, камертона и молоточка.

Это круто, если правильно раскрутить. Конечно в ассоциацию делаются какие-то взносы и есть какие льготы, помощь начинающим, база данных и т.д. Это уже дело техники. На основе этой ассоциации можно сделать ассоциацию музыкантов варганистов, но сдесь я пас... Только кто такое двинет?.. Олег, двинешь? ;) Я эскиз значков сделаю :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А зачем вообще такая ассоциация?

 

Вокруг варганов довольно много всяких "организаторств" с серьезными названиями, но чем они конкретно занимаются, я в большинстве случаев не могу понять;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хм-хм. Если сократить цитату, то получится что-то вроде: австрийцам совершенно не нужно было придавать своей традиции игры на варганах вышеуказанный статус ЮНЕСКО, а нужно было вместо этого создать международную ассоциацию мастеров с базой в России. Очень патриотичная логика! ((-: Но все же я надеялся, что моя фраза «можно поздравить австрийцев» вызовет несколько другую реакцию. (-:

 

На уровне Австрии... согласен, на уровне ЮНЕСКО - бред сивой кобылы. <...> Есть же у них ассоциация, накой им ЮНЕСКО то?

 

В прошлом сообщении я уже приводил текст конвенции ЮНЕСКО на тему нематериального культурного наследия человечества. Из этого текста и из личного общения с людьми, которые занимались работой с ЮНЕСКО, я могу смело утверждать, что достигнутые сейчас результаты могут помогать австрийцем более продуктивно работать с государственной поддержкой игры на маультроммелях. Уже поэтому можно за них порадоваться.

 

Кроме того, Österreichischer Maultrommelverein (так называется их варганное общество) периодически предоставляет возможность привозить австрийских музыкантов в тот же Киев или в Россию, покрывая их транспортные расходы за счет государственной поддержки. То есть: всем сплошная польза и от деятельности австрийского общества, и, следовательно, от того, что теперь у них есть новый и хороший статус ЮНЕСКО. Разумеется, все дело не ограничивается только лишь транспортными расходами: это и привлечение внимания к инструменту, и упрощение работы с какими-то локальными событиями, и прочее, прочее, прочее.

 

Если отвлечься от Австрии: видеть в списке нематериального культурного наследия человечества варганную музыку (и все равно какой традиции) лично мне чрезвычайно приятно. Учитывая, что разница в подходах не меняет того, что инструменты у нас всех аналогичные — событие это является прекраснейшим информационным поводом для работы со всякими официальными варганными делами и за пределами Австрии. Ну а если в этот список будут попадать и другие ваганные традиции, то все будет вообще замечательно.

 

Ну вот примерно так я могу ответить на вопрос о том, на кой им (и нам) ЮНЕСКО.

 

Вокруг варганов довольно много всяких "организаторств" с серьезными названиями, но чем они конкретно занимаются, я в большинстве случаев не могу понять;)

 

  • Ну вот про Österreichischer Maultrommelverein я в двух словах описал уже. Если бы не они, австрийских выступлений на территории бывшего СНГ было бы значительно меньше, чем прошло в предыдущие пару лет. По остальным их международным и локальным проектам можно посмотреть в новостях на их сайте. Да и опять же: работа с ЮНЕСКО.
  • Про норвежскую ассоциацию я мог бы тоже пару слов сказать, но лучше и подробней сможет Владимир написать, так как он там состоит и лично с ними общается регулярно.
  • IJHS — в основном там просто поддерживаются контакты между варганистами из разных уголков мира, но также они вплотную занимаются организацией конгрессов (в прошлом конгрессе в Якутии они тоже свою роль сыграли). А поскольку в конгрессах число стран-участников идет на десятки, то такая работа занимает очень и очень много времени. Тут опять же: поиски государственного финансирования в разных странах, составление списков участников и прочее, прочее, прочее. Но все это такая деятельность, которая обычно остается за кадром даже несмотря на то, что ее проводят месяцами и даже больше.
  • Музей и центр хомуса народов мира — тут все ясно, можно просто их новости смотреть, там вся деятельность описывается.
  • Японское общество — занимается локальными проектами, но я от них мало что слышу.
  • Есть еще у финнов, кажется, но их деятельность остается загадкой и для меня тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильно сказано. Железные аргументы. Спасибо, Аксентий, за информацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сильно сказано. Железные аргументы. Спасибо, Аксентий, за информацию.

 

Да не за что! На самом деле, я сейчас глянул еще ссылку, которую carrey привел несколькими сообщениями выше, можно было мне не пересказывать все заново, а просто процитировать пару отрывков. Например:

 

Already at the moment of application we feel a more positive attitude from governmental institutions towards our society, for example by getting easier funding for our participation in foreign festivals. We hope that our friends from other national Jew’s harp societies will also apply for getting onto this UNESCO list, because this will give us the right to apply for an UNESCO-funded multi-national project.

Ну, переводить уже не буду, так как речь об одном и том же по сути. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчёт нематериального наследия -- я вот опасаюсь того, что в европейской прессе под каждой фотографией варганиста, в процессе игры держащего в руке более одного варгана, независимо от региона происхождения и традиции игры, будет указано, что исполнитель применяет австрийскую технику игры на варганах. Ибо именно это (перемена разнотональных варганов в одной исполняемой композиции) сформулировано в уставе о статусе, именно это указано как отличие австрийской традиции маультроммельшпиля от прочих. Первые претенденты -- мои якуты Хатылаевы, Дайар Дуораан, Ольга Прасс, Аксентий (с полной обоймой дерновых на ремне), Арон Силадьи, Надисвара и далее по списку. Всех запишут австрийцами. B)

 

Кстати о птичках варганистах, у австрияк обнаружилась весьма полезная подборка:

http://maultrommelverein.at/1998/12/intern...over-the-world/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я дико извиняюсь, други, ежели задел чьи-то чувства, иль обидел кого-то. Я больше говорил о том что в Австрии только один мастер который делает неплохие варганы, варганы не плохие но уступающие многим инструментам по всем параметрам. Те же комусы Поткина дадут фору австрийцам как и по традиционной манере игры так и по звуку, так и по качеству. Про якутов вообще молчу. А современные мастера из России и Украины... Да Австрийцам до них как до космоса. Но вот смотри ж подсуетились и в ЮНЕСКО: история у них <_< . Поэтому я и предложил сделать свою Российскую ассоциацию мощную и правильную, с которой захотели бы сотрудничать все остальные ассоциации. Которая бы расставила всё на свои места и по истории и по кому какие традиции пренадлежат. Собственно австрийская ассоциация это несколько музыкантов, несколько мастеров во главе с замечательным и увлечённым человеком, сумел убедить и вот вам. Просто когда такое происходит не могу искренно радоваться, ибо на Руси столько всего, что можно внести в ЮНЕСКО... Те же гусли, например, жалейки, у Украинцев бандура и т.д. уровень-то один... Ещё раз, не судите меня строго, я лишь своё мнение высказал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А зачем вообще такая ассоциация?

 

Вокруг варганов довольно много всяких "организаторств" с серьезными названиями, но чем они конкретно занимаются, я в большинстве случаев не могу понять;)

 

А зачем маленькой Австрии с тремя мастерами на всю страну такая ассоциация да ещё и ЮНЕСКО ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я дико извиняюсь, други, ежели задел чьи-то чувства, иль обидел кого-то. Я больше говорил о том что... <...>

 

Да, я вашу позицию всецело понимаю и никаких обид нет — я ведь и сам в варганных делах болею «за наших». К слову: с музыкальными традициями России там проблема в другом. Насколько мне известно (но в подробностях могу ошибаться, детально информацию не изучал), Россия что-то там до сих пор не подписала из этих конвенций и из-за этого есть сложности со включением нашего наследия в списки ЮНЕСКО. А так, у Якутии, к примеру, тоже есть планы по включению хомусной музыки в нематериальное культурное наследие.

 

Снова про Австрию: за эту их активность я их целю особенно сильно! На мой взгляд, это замечательный пример того, как слаженная работа нескольких людей может приводить к очень и очень серьезным результатам. И я бы рассматривал их пример, как источник вдохновения прежде всего.

 

У нас-то, в той же Якутии, тоже все очень серьезно. Но в Якутии — исключительно мощная государственная поддержка и в этом смысле их пример иногда даже демотивирует, заставляя думать о том, как неудачно сложилось, что наши президенты на варганах не играют. (-:

 

А вот у австрийцев вполне можно перенимать опыт и брать пример с их слаженности: они предоставляют конкретные решения конкретных задач, которые могут быть эффективными даже в рамках небольших коллективов.

 

Насчёт нематериального наследия -- я вот опасаюсь того, что в европейской прессе под каждой фотографией варганиста, в процессе игры держащего в руке более одного варгана, независимо от региона происхождения и традиции игры, будет указано, что исполнитель применяет австрийскую технику игры на варганах

 

Это не исключено, да, пресса — она такая. Но сами австрийцы вполне тактичны в этом плане и должны помнить, что исторически сложилось так, что смену варганов во время игры практиковали не только они в прошлом. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

значит все в конечном итоге упирается в возможность господдержки ... Прильнуть, так сказать, к живительному бюджету ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Снова про Австрию: за эту их активность я их целю особенно сильно! На мой взгляд, это замечательный пример того, как слаженная работа нескольких людей может приводить к очень и очень серьезным результатам. И я бы рассматривал их пример, как источник вдохновения прежде всего.

А вот у австрийцев вполне можно перенимать опыт и брать пример с их слаженности: они предоставляют конкретные решения конкретных задач, которые могут быть эффективными даже в рамках небольших коллективов.

 

Вот!!! И я о том же. А мне за державу очень обидно... Да и не в деньгах дело, в самой жизни дело. Вон те же якуты сказали: оцениваем якутские варганы отдельно от всех остальных :angry: А ведь сдают позиции якуты в плане качества. Уже даже в небольших городках (например, Тольятти, Ульяновск, Лысково и др.) появляются мастера, которые упорно допытываются до истины, и ведь допытаются :) Да и состоявшихся мастеров (1-го класса, хе-хе) имеется у нас. Сами-то вы, Аксентий, на фотках чей варганчик демонстрируете, не якутский, однако :) . А вот что бы нам ;) позиционировать себя в чём-то нужна сильная и активная организация (как в Австрии). ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
значит все в конечном итоге упирается в возможность господдержки ... Прильнуть, так сказать, к живительному бюджету ...

 

И это тоже. При отсутствии какой-либо поддержки (в особенности финансовой) реализация хоть сколько-нибудь серьезных проектов и мероприятий отзывается на бюджете организаторов — и иногда более чем ощутимо. Но такая поддержка — это не только возможность искать финансирование, но и другие перспективные направления работы, которые могут позволять реализовывать интересные и полезные проекты. Хотя тут уже все зависит от фантазии и от желания такие проекты придумывать и реализовывать. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вот что бы нам ;) позиционировать себя в чём-то нужна сильная и активная организация (как в Австрии). ;)

 

На самом деле, планы о такой организации прорабатываются и потихоньку реализуются. Но тут все зависит от многих людей и говорить что-то конкретное пока не могу — еще слишком много неопределенности и есть вероятность случайно приврать или приукрасить ситуацию. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На самом деле, планы о такой организации прорабатываются и потихоньку реализуются. Но тут все зависит от многих людей и говорить что-то конкретное пока не могу — еще слишком много неопределенности и есть вероятность случайно приврать или приукрасить ситуацию. (-:

О-ей!!! Главное начать... :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[*]IJHS — в основном там просто поддерживаются контакты между варганистами из разных уголков мира, но также они вплотную занимаются организацией конгрессов (в прошлом конгрессе в Якутии они тоже свою роль сыграли). А поскольку в конгрессах число стран-участников идет на десятки, то такая работа занимает очень и очень много времени. Тут опять же: поиски государственного финансирования в разных странах, составление списков участников и прочее, прочее, прочее. Но все это такая деятельность, которая обычно остается за кадром даже несмотря на то, что ее проводят месяцами и даже больше.

 

По-моему, Варганные Конгрессы - это как раз самый яркий пример Варганного Пафоса.....;)

 

Можно организовать конгресс вокруг чего угодно - вокруг пробок от кокаколы, и решать всем миром, сколько на ней должно быть насечек и какой глубины, а так же проблемы развития, популяризации, взаимодействия и государственной поддержки. Но реальные задачи обычно гораздо прозаичнее и решаются без всяких статусов. Дела надо делать, а не создавать организации для решения вопросов, как их делать. А так это только чтоб в телевизор лишний раз попасть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но реальные задачи обычно гораздо прозаичнее и решаются без всяких статусов. Дела надо делать, а не создавать организации для решения вопросов, как их делать.

 

Если назвать конкретный показатель того, что есть «делать дела», то, скорее всего, я смогу привести конкретные примеры по деятельности того же IJHS.

Но позволю себе один любопытный вопрос. Если статус и наличие организации не важны для решения реальных задач, то зачем же тогда зарегистрировано ИП Роднин О.Ю., ОГРН 310784705700615, которое можно созерцать здесь в контактах? (((-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если назвать конкретный показатель того, что есть «делать дела», то, скорее всего, я смогу привести конкретные примеры по деятельности того же IJHS.

Неужто найдутся такие, которые было невозможно (или значительно труднее) выполнить, не обладая статусом организации?

И давай разделим концертну-фестивальную деятельность, и условно говоря, "конгрессную" ("решение проблем") - я именно о второй части. А самое главное, интересует полная цепочка, которая даст какой-нибудь результат простому любителю поиграть на варгане.

 

Но позволю себе один любопытный вопрос. Если статус и наличие организации не важны для решения реальных задач, то зачем же тогда зарегистрировано ИП Роднин О.Ю., ОГРН 310784705700615, которое можно созерцать здесь в контактах? (((-:

Уж точно не для статуса; причины весьма прозаичны - у интернет-магазина юридическое наименование владельца должно быть опубликовано по законодательству. Кстати, тут какое-нибудь ООО "Дупельшторц" выглядело бы гораздо более представительнее, и, опять же, многие такое и регистрируют без реальной необходимости - чтоб круче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По-моему, Варганные Конгрессы - это как раз самый яркий пример Варганного Пафоса.....;)

 

Все-таки отпишусь и по этому пункту. На VII МКФ варганного пафоса было очень много — и это было по-своему интересно и хорошо. Но тот конгресс можно было видеть и воспринимать с совершенно разных сторон. Мне его повезло увидеть из хореографического общежития, два этажа которого были заполнены варганистами со всех сторон света. Ну и из местного паба, который тоже был заполнен варганистами по ночам. Ах да, еще из самолета, заполненного варганистами. Все это — опыт живого общения, постоянные спонтанные импровизации, абсолютно разные стили игры и подходы к музыке, масса интересных тем для разговоров, много новой информации из первых уст. По сути ведь все происходит ради этого, а пафос и масштабы события — это приятное дополнение; официальные заседания и обсуждение дел организации — для того, чтобы повторить такую встречу. Да и все, в общем-то. Но с абсолютной уверенностью я могу сказать, что побывать в такой компании в каких-то других условиях — практически не реально. Многих из этих людей я вряд ли увижу за пределами конгрессов, уж настолько наши с ними пути не пересекаются в Москве или на тех фестивальных площадках, куда я периодически попадаю. Да и не все они ведут активную фестивальную варганную жизнь.

 

В общем, как-то так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Все-таки отпишусь и по этому пункту. На VII МКФ варганного пафоса было очень много — и это было по-своему интересно и хорошо. Но тот конгресс можно было видеть и воспринимать с совершенно разных сторон. Мне его повезло увидеть из хореографического общежития, два этажа которого были заполнены варганистами со всех сторон света. Ну и из местного паба, который тоже был заполнен варганистами по ночам. Ах да, еще из самолета, заполненного варганистами. Все это — опыт живого общения, постоянные спонтанные импровизации, абсолютно разные стили игры и подходы к музыке, масса интересных тем для разговоров, много новой информации из первых уст. По сути ведь все происходит ради этого, а пафос и масштабы события — это приятное дополнение; официальные заседания и обсуждение дел организации — для того, чтобы повторить такую встречу. Да и все, в общем-то. Но с абсолютной уверенностью я могу сказать, что побывать в такой компании в каких-то других условиях — практически не реально. Многих из этих людей я вряд ли увижу за пределами конгрессов, уж настолько наши с ними пути не пересекаются в Москве или на тех фестивальных площадках, куда я периодически попадаю. Да и не все они ведут активную фестивальную варганную жизнь.

 

В общем, как-то так.

Достойный ответ скептику.

Олег, дело не в пафосе и пантах, если конгресс что-то толкает, что-то продвигает то он нужен. У меня по моей работе раз в год есть выставка, мы на неё ездим обязательно, потому что только там можно увидеть всё новое, услышать и наметить всё прогрессивное, потом я с информацией по той выставке работаю целый год. Так и тут, пусть это будет не конгресс, а съезд, тусовка, слёт. Пусть там решаются вопросы касающиеся людей увлечённых и любящих своё дело. Это же ещё и обмен опытом, как музыкальным так и ремесленным. Люди организовались, съехались пообщались, событие сиё было и мы разговариваем о нём...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так я и разделил на две части фестиваль и конгресс. Все то самое общение и веселуха было бы и на одном фестивале - и так оно обычно и происходит. Выставки в разных серьезных отраслях хороши и, обычно это важное звено между производителями и дистрибьюторами именно для живого общения и ощупывания новинок. Варганам в нынешнем состоянии до такого - как до луны раком, однако все кто-тнибудь пытается сделать вид, что это не так. Не с той стороны надо тянуть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×