Перейти к содержимому
Форум варганистов
Японский Бог Аматерасу

Несколько вопросов

Recommended Posts

Уважаемый админ, можно позадавать несколько вопросов по варганной игре в этой ветке, чтоб новую не создавать? Не хотелось бы разрывать два полюса одного целого :)

 

1) При двустороннем бое ладонью нижним хватом (пардон за терминологию) лучше вести ладонь по дуге, касаясь язычка или строго перпендикулярно язычку?

2) В книге Кончева "Школа игры на алтайском комусе" в нотных записях употребляется элемент "Внутреннее вибрато (выталкивание звука)" (стр. 51, №15), не описанный в тексте книги. Что это?

3) В композиции Оготоева "Хомус с Кольцом" начиная с приблизительно 30-й секунды отчетливо слышится характерный "металлический" призвук, напоминающий какой-то вид искажения звука в электрогитарах. Что это: горловое пение, обертоны хомуса или электроника?

4) Как переходить с легато на стаккато (это когда варган с зубов мягко перетекает на губы) - понятно, но вот наоборот, и без паузы, как часто слышу у музыкантов - с губов на зубы, без паузы непонятно. Если останавливаешь варган, возникает пауза. Если пытаешься его плавно и мягко, но быстро передвинуть с губ на зубы, получаешь по зубам. Где зарыт консенсус?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемый админ, можно позадавать несколько вопросов по варганной игре в этой ветке, чтоб новую не создавать? Не хотелось бы разрывать два полюса одного целого :)

 

1) При двустороннем бое ладонью нижним хватом (пардон за терминологию) лучше вести ладонь по дуге, касаясь язычка или строго перпендикулярно язычку?

2) В книге Кончева "Школа игры на алтайском комусе" в нотных записях употребляется элемент "Внутреннее вибрато (выталкивание звука)" (стр. 51, №15), не описанный в тексте книги. Что это?

3) В композиции Оготоева "Хомус с Кольцом" начиная с приблизительно 30-й секунды отчетливо слышится характерный "металлический" призвук, напоминающий какой-то вид искажения звука в электрогитарах. Что это: горловое пение, обертоны хомуса или электроника?

4) Как переходить с легато на стаккато (это когда варган с зубов мягко перетекает на губы) - понятно, но вот наоборот, и без паузы, как часто слышу у музыкантов - с губов на зубы, без паузы непонятно. Если останавливаешь варган, возникает пауза. Если пытаешься его плавно и мягко, но быстро передвинуть с губ на зубы, получаешь по зубам. Где зарыт консенсус?

 

1) боя ладонью не бывает - по язычку бьют только пальцем. Для чистого звука палец всегда должен встречаться с язычком перпендикулярно к плоскости последнего. Некоторые жесткие хомусы прощают отклонения от этого правила - но большинство не прощает - и тогда язычок лязгает о деки довольно противно.

2)

3)

4) практика и еще раз практика. Десять раз повторить упражнение - намного лучше, чем сто раз обсудить его.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемый админ, можно позадавать несколько вопросов по варганной игре в этой ветке, чтоб новую не создавать? Не хотелось бы разрывать два полюса одного целого :)

 

Лучше вопросы задавать в "специально отведенных местах", что бы потом любой мог легко их найти и воспользоваться ответами. Иначе одно и то же так и будет повторяться индивидуально для каждого спрашивающего...

 

И отвечу пока на самый простой

4) Как переходить с легато на стаккато (это когда варган с зубов мягко перетекает на губы) - понятно, но вот наоборот, и без паузы, как часто слышу у музыкантов - с губов на зубы, без паузы непонятно. Если останавливаешь варган, возникает пауза. Если пытаешься его плавно и мягко, но быстро передвинуть с губ на зубы, получаешь по зубам. Где зарыт консенсус?

 

В древности был строительный прием для плавного, максимально аккуратного опускания тяжестей (гранитных блоков например): они клались на мешки с песком, которые затем прокалывались; песок медленно высыпался, груз опускался. Такой принцип и используйте. Вместо песка - губы - прослойка между зубами и варганом. Прокалывать их не обязательно, можно просто постепенно расслаблять, опуская варган - даже вибрирующий - на зубы и нобборот, медленно напрягая для плавного отрыва работающего варгана от зубов. Кстати, второй вариант можно использовать всегда при завершении игры, что бы избежать неприятной дроби по зубам, если язычек уже остановился, а варган держать уже надоело. Можно даже порезче - напряженными губами отталкивайте варган от себя, но рукой его продолжая прижимать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2) В книге Кончева "Школа игры на алтайском комусе" в нотных записях употребляется элемент "Внутреннее вибрато (выталкивание звука)" (стр. 51, №15), не описанный в тексте книги. Что это?

Название похоже на дрожание диафрагмы...

 

3) В композиции Оготоева "Хомус с Кольцом" начиная с приблизительно 30-й секунды отчетливо слышится характерный "металлический" призвук, напоминающий какой-то вид искажения звука в электрогитарах. Что это: горловое пение, обертоны хомуса или электроника?

Глухой низкий звук с металлическими нотками - похоже на отражения дыхательных звуков от металлической поверхности - что там за помещение или реверб, непонятно... Это точно не сам варган или исполнитель - такое там на записи эхо - избирательно усилились некоторые составляющие звука, дав такое комплексное искажение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Oleg, esorokin, спасибо за ответы. Все понятно.

 

Еще вопрос.

 

Потренировавшись с варганом, понял, что выражать свое внутреннее Я (импровизировать) через инструмент пока не в силах :) чего, собственно, и ожидал.

Поэтому решил начать с воспроизведения имеющихся несложных мелодий. Всегда очень любил композицию "Бое" группы "ВеданЪ КолодЪ" (варганная часть композиции - прикреплена), решил сначала выучить ее, т.к., на первый взгляд, она и небольшая, там есть и ритм (задается бубном) и разные виды артикуляции, чего новичку только и нужно. И тут столкнулся с почти непреодолимой трудностью - оказалось очень трудно соблюдать высоту звука и длительность звука, да и, какие-то они, я бы сказал, неестественные получаются. Многочисленные нюансы боя в маленьких отрывках (могу только как инженер сказать - зависимость высоты звука от времени :rolleyes: ) - приходится прослушивать по несколько десятков раз; даже мелодия уже постоянно звучит в голове - воспроизводится с трудом.

 

Ответ частично предвижу, - возможно, это связано с неудачным сочетанием "тип хомуса - тип мелодии". Хомус имею якута (несимметричный, предположительно Христофорова) - с длинным язычком, затухание долгое, спектр звука большей частью басовый, ноту точно не скажу. Тип мелодии - славянский фолк, соотвественно, варган там может быть какой-нибудь классический русский, с жестким язычком, быстрым затуханием и с более высокочастотным спектром, что и позволяет исполнителю более выразительно сыграть данную композицию.

Как косвенное подтверждение предположения, традиционные якутские мелодии удается копировать удачнее (пардон за каламбур), например частично Тундру Шишигина.

"Заезженный" совет о том, что сыграть все можно на любом хомусе, дело лишь в уровне подготовки, также приветствуется :)

 

Просветите.

 

P.S. Какой варган могут использовать исполнители, если судить по звуку? Можно, конечно, прямо спросить их ВКонтакте, но нету доступа пока :huh:

 

Бое.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По-моему, не очень удачный пример выбран для подражания...) Первая половина вообще похожа на игру начинающего варганиста - когда каждый звук издается вместе с ударом по язычку - получается "игра одним пальцем по пианине". Сразу начинайте принудительно себя от этого отучать, хотя бы ограничивая частоту ударов: один раз сильно жмякнули и пока длится звук, меняйте его только артикуляцией. Хочется выдать следующую по списку ноту - держитесь, спрячьте палец в карман и пытайтесь сделать это ртом (1 - просто обозначьте ноту изменением звука, т.е. например перестроив конфигурацию рта из "А" в "ЙО" (гласными); 2 - более четко для ритма - согласными - например, резко "т"; 3 - резкими, сильными, короткими вдохами или выдохами).

 

Варган по тембру и затуханию похож на алтайские, все что на нем звучит легко повторить на большинстве других. Но если у вас какой-то непонятный, очень низкий и медленный или просто с глухим звуком - "выдавать трели" будет трудно.

 

Понагляднее будут всякие записи якутских хомусистов - они обычно более размеренные, по нескольку раз повторяют все приемы (часто композиции целиком чему-то одному и посвящены).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почитал. Подумал. Послушал Шишигина. Поиграл Шишигина, - и действительно! От простого к сложному. Сначала артикуляция, потом - бой. Сначала медленно, потом быстро. Буду учить Тундру.

 

Но, чувствую, будет много вопросов, как воспроизвести ту или иную артикуляцию автора. Пока не все прозрачно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почитал. Подумал. Послушал Шишигина. Поиграл Шишигина, - и действительно! От простого к сложному. Сначала артикуляция, потом - бой. Сначала медленно, потом быстро. Буду учить Тундру.

 

Но, чувствую, будет много вопросов, как воспроизвести ту или иную артикуляцию автора. Пока не все прозрачно.

 

если нужны записи Шишигина - могу поделиться, у меня его вроде бы 2 полноценных альбома есть. Можно через файлообменник. Если в этом есть нужда - жду сообщения в личку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
если нужны записи Шишигина - могу поделиться, у меня его вроде бы 2 полноценных альбома есть. Можно через файлообменник. Если в этом есть нужда - жду сообщения в личку.

 

Нужда есть, конечно. Но не хочу вас утруждать, просто скажите мне название того альбома, который НЕ "Soul Of Yakutia" (этот у меня есть), я сам найду и выкачаю :)

В перспективе планирую подключить безлимитку и выкачать с торрента все и сразу :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но, чувствую, будет много вопросов, как воспроизвести ту или иную артикуляцию автора. Пока не все прозрачно.

 

Сам себя дополню. Вдруг кому тоже понадобится:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1529354

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
если нужны записи Шишигина - могу поделиться, у меня его вроде бы 2 полноценных альбома есть. Можно через файлообменник. Если в этом есть нужда - жду сообщения в личку.

Кидай мне))Оба

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тогда и мне заодно ссылку плиз на тот, второй альбом. Шоб лишний раз не шарить по нету )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нужда есть, конечно. Но не хочу вас утруждать, просто скажите мне название того альбома, который НЕ "Soul Of Yakutia" (этот у меня есть), я сам найду и выкачаю :)

В перспективе планирую подключить безлимитку и выкачать с торрента все и сразу :)

 

сейчас не вспомню - они на домашнем компе, а я сейчас на работе. Вернусь - скажу. А много Шишигина на торрентах и нету. Я обнаружил только эти альбомы. Зато имеются другие варганисты - например Аарон Силадьи. Петр Оготоев и кто-то еще...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кидай мне))Оба

вечером жду почтовый адрес в личке

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
например Аарон Силадьи.

Кстати да..Он же новичок. Ну что..прокатим парня,куда нада ;)

 

 

Япона Бог, настоятельно рекомендую... http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1832465

1a2128443a8757b941d86966c010adad.jpg

Мало не покажеца )) Прям с композиции Дервиш можешь начинать путешествие) Эх...Вовремя я его скачал помню.Сидели еще у камрада в карошем,сативном настроении))Уууух как было))Прям даже чуть завидую,если он еще не слышал его))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мало не покажеца )) Прям с композиции Дервиш можешь начинать путешествие) Эх...Вовремя я его скачал помню.Сидели еще у камрада в карошем,сативном настроении))Уууух как было))Прям даже чуть завидую,если он еще не слышал его))

 

Спасибо за наводку :) Раз вы рекомендуете, будет лишний повод дослушать до конца этот альбом, прослушание которого у меня прервалось на первом же включенном треке Балканский Бабайка, потому что он заставляет мою руку ставить его в плеер каждый раз, когда захожу в эту директорию :)

Да, СИЛАдья - это СИЛА.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
скажите мне название того альбома, который НЕ "Soul Of Yakutia" (этот у меня есть), я сам найду и выкачаю :)

 

Альбом 2000 г называется "ХОМУС - ДАР МОИХ ПРЕДКОВ"

 

В личке вас дожидается сюрприз :jh: :jh: :jh::lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кидай мне))Оба

 

 

здешнюю личку и обычную почту - смотри!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Альбом 2000 г называется "ХОМУС - ДАР МОИХ ПРЕДКОВ"

 

В личке вас дожидается сюрприз :jh: :jh: :jh::lol:

 

Получил. Скачал. Аааагромное спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Получил. Скачал. Аааагромное спасибо.

 

На здоровье! Приятного прослушивания!

Желаю таких же звуков! :jh:

 

Если надо, то на следующей неделе могу поделиться Петром Оготоевым, Н.Ооржаком, какими-то французами и Айархаан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На здоровье! Приятного прослушивания!

Желаю таких же звуков! :jh:

 

Если надо, то на следующей неделе могу поделиться Петром Оготоевым, Н.Ооржаком, какими-то французами и Айархаан

 

Петр Оготоев "Звучи, Мой Хомус" у меня имеется. Если есть из него что-нибудь еще - буду счастлив. Ооржак недавно скачал.

Вот Айархаан дайте, пожалуйста, какой-нибудь альбомчик в стимле "зэ бэст". Вдруг не понравится этот неофолк :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

esorokin, а такое количество шумов в записях "Хомус - Дар Мои Предков" связано с чем? Это рип с оригинального диска, известно ли? Или просто экспромтом записали концерт на чем есть, а потом решили издать :) Вроде качество записи норм - 128 kbps 44.1 kHz. Не похоже, что от пережатия. Нет, нет, очень даже слушабельно! Некоторые треки смотрятся поинтересней, чем аналогичные со старшего альбома, более живые

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо за наводку :) Раз вы рекомендуете, будет лишний повод дослушать до конца этот альбом, прослушание которого у меня прервалось на первом же включенном треке Балканский Бабайка, потому что он заставляет мою руку ставить его в плеер каждый раз, когда захожу в эту директорию :)

Да, СИЛАдья - это СИЛА.

Первый трек,это доромб Тибет...инфразвуковой инструмент. Играть на нем невозможно...восновном для медитаций,ну и как приправа к основным блюдам))Имхо)А вот дальше........Уууу))Арон по полной жжот)

здешнюю личку и обычную почту - смотри!

Спасиб камрад)))))))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Первый трек,это доромб Тибет...инфразвуковой инструмент. Играть на нем невозможно...восновном для медитаций,ну и как приправа к основным блюдам))Имхо)А вот дальше........Уууу))Арон по полной жжот)

 

Прослушал. Разумеется, зачет. Человек местами не просто играет, а наяривает ) поставил Тунгузку на колыбельную, а Дервиша - на будильник. Замечательно уснул, замечательно проснулся )

 

Забавно так слушать, как в Тунгузке раза три-черыре Арон меняет резко темп, восстанавливает дыхалку (при этом не прерывая игры) и переходит к новому ритму.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
esorokin, а такое количество шумов в записях "Хомус - Дар Мои Предков" связано с чем? Это рип с оригинального диска, известно ли? Или просто экспромтом записали концерт на чем есть, а потом решили издать :) Вроде качество записи норм - 128 kbps 44.1 kHz. Не похоже, что от пережатия. Нет, нет, очень даже слушабельно! Некоторые треки смотрятся поинтересней, чем аналогичные со старшего альбома, более живые

 

 

на эти вопросы, увы, не отвечу. Оцифровкой не я занимался -- ко мне этот альбом добрался по инету уже таким как сейчас...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×