Перейти к содержимому
Форум варганистов
Kashey_varganiy

Николай Плеса - Румынская Народная Музыка

Recommended Posts

 

Мы представляем пластинку румынской народной музыки, записанную в 1974 году, и отражающую использование варгана (дримбы) в этой культуре. Характерно, что это в основном танцевальные номера, при этом подход к варгану мелодический.

Варган можно услышать в номерах A1, A2, A7, A8, B11.

Ниже - примерный перевод аннотации, более сфокусированной на личности исполнителя и механических аспектах, чем на традиции.

Массовое художественное движение последних десятилетий повлияло на румынское устное творчество во многих аспектах. Одним из самых знаменательных последствий в музыкальном плане стало выдвижение вперед сольного инструменталиста-виртуоза. Главной заботой солиста является техничное исполнение с явной тенденцией к исчерпанию возможностей народных музыкальных инструментов. Эта тенденция в равной степени затрагивает и темп исполнения, и тембровые ресурсы либо в пределах одного и того же инструмента, иногда «улучшаемого», либо путем деления репертуара того или иного исполнителя на несколько инструментов, среди которых есть и старые «возрожденные» инструменты или другие новые, изобретенные инструменты.

Николай Плеса красноречиво иллюстрирует эту тенденцию (в его случае роль исполнителя удваивается неисчерпаемой страстью к созданию и совершенствованию инструментов). Он родился в 1930 году в селе Лалошу-Вилча (Олтения), где в детстве научился играть на свирели, флейте и варгане. Это музыкальное наследие получает дальнейшее развитие в годы его ученичества в столярной мастерской своего дяди в Бухаресте, во время его военной службы в Клуже и в художественных проектах предприятия, где он работает столяром в Крайове. Тем временем он учился и делал разные музыкальные инструменты, посещал курсы народной музыкальной школы и играл в различных постоянных оркестровых коллективах, таких как «Брюлетул» в Констанце, где он также играет и в настоящее время.

Подборка пьес, предлагаемых в нашей записи - танцевальные мелодии и песни или "дойн", в рамках музыкального фольклора Олтении и Валахии, отражает «партитуры», характерные для каждого инструмента или группы инструментов, к которым они относятся.

ДРИМБА (Варган) - старинный народный инструмент, распространенный почти во всех регионах страны; в основном на ней играли девушки и женщины. На симметричной оси металлического каркаса, имеющего форму груши (или фиги), закреплено тонкое стальное лезвие, которое при перемещении пальцем вибрирует между двумя рядами зубов, имея в качестве (переменной) резонансной полости рот. Тембровая индивидуальность, обеспечивается относительной высотой звуков, смещаемых относительно основного тона, и гармоническим ореолом, сопровождающим ритмический гул. Можно найти её в сольных партиях (2, 7 или 11) с ненавязчивым аккомпанементом. Так же, как и другие интерпретаторы, Николае Плеша вводит новшества в технику игры на «дримбе», либо сопровождая себя (8) «zdrängănele» (несколько маленьких подвижных металлических пластин на нити в правой руке, таким образом подчеркивающих каждый удар по язычку), делая тройные «дримбе», или добавляя к ним электронное усиление.

CIMPOIUL (Волынка) инструмент с воздушным резервуаром из козьей кожи и двумя трубами, одна для собственно мелодии, а другая для аккомпанемента, инструмент бытовал здесь еще с XV века. Из пяти типов, существующих в разных регионах страны, инструмент Николае Плеса - это инструмент из Валахии, имеет шесть отверстий для пальцев на передней и одно отверстие на задней стороне трубы для мелодии (18). Сохраняя структуру двух трубок, но больше не используя резервуар для воздуха, PAIELE (Соломинки) из тонкого ячменя или тростника кажутся миниатюрной копией волынки.

Хрупкий и сезонный, часто встречающийся среди звуковых игрушек детей, PAIELE становится в руках Плеши настоящим музыкальным инструментом (6, 14). БИЗОЙУЛЬ (звукоподражательное название, данное аккомпанементной трубе волынки) изготавливается самим исполнителем и имеет форму мелодической трубы волынки. В некоторых случаях чаще всего используется в начальный период игры на волынке (4,16).
DUDA, популярный экспериментальный вариант маленького кларнета с

шестью-семью отверстиями для пальцев, имееет конечно, ограниченные возможности - репертуар волынки (13).

Флуер (дудка), инструмент, согласно некоторым легендам, божественного происхождения и обладающий магической силой, несомненно, является самым распространенным народным музыкальным инструментом в этой стране и имеет большое разнообразие типов. Новизна вещей №9 и 17, исполненных на дудочке среднего размера с заглушкой, заключается в ясности каждого звука, в отличие от традиционного способа, когда ноты мелодии поддерживаются гортанным звуком. Одновременная игра на двух дудках, одинаковых или разного размера, также является актом виртуозности (10), имея в качестве прецедента двойную дудку, в этом случае вторая дудка прикладывается к аккомпанимирующей трубе. ОКАРИНА (Ocarine), конструктивно родственная дудке с заглушкой, сделанная из терракоты или дерева и имеющая до десяти отверстий для пальцев, в прошлом была распространена особенно на востоке и юго-востоке страны; сегодня она получила мощное развитие, ценится за чистый и округлый тембр с жемчужными звуками (3, 5)


Послушать можно по ссылке https://vk.com/music/playlist/22133863_71553169

румыниа.jpg

харват.jpg

хор ваты.jpg

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×