Перейти к содержимому
Форум варганистов
bobr

Хомусы с тройным креплением язычка

Recommended Posts

Такие хомусы значительно дороже своих собратьев с классическим креплением язычка. Отчасти это можно объяснить большей трудоемкостью их изготовления. А что касается игры - поднимают ли они ее на следующую ступень или же они схожи по своим характеристикам? Я послушал примеры звучания на сайте и прочел описания, но однозначного вывода сделать не могу.

 

Спасибо :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начнем с того, что их совсем немного делают.

Из тех, что в разное время появлялись в продаже я пробовал все: мастера Прокопьев, Христофоров и Комиссаров используют технику Бурцева (с кругом в центре подковки хомуса), Эллэсин - технику с перекладиной Гоголева Е.П. (это совсем другой Гоголев ;) ).

Еще такие варганы стал делать мастер Фрол Шубунов, но о них я ничего не знаю.

Прокопьев и Эллэсин не впечатлили.

Себе приобрел Христофорова (очень долго выбирал и даже менял) и Комиссарова. Сравнивая с классическими моделями этих мастеров, что есть у меня, и теми, что я пробовал, могу сказать, что отличие есть весьма серьезное. Однако, отличие это не на "ступень", а просто... отличие :) .

Христофоровские хомусы с тройным креплением отличаются особенной глубиной звучания, долгим затуханием - амплитуда колебаний язычка не маленькая, ну и конечно же - самыми мощными вибрациями в мире варгана :wacko: . Требует очень четкой артикуляции и мощного, точного дыхания - иначе мелодии за его собственным голосом просто не будет слышно.

Комиссаровские хомусы с тройным креплением тоже имеют и глубину звучания, и долгое затухание, но, практически совсем лишены вибраций - и корпус и язычок, для своей длинны, кажутся практически невесомыми. По сравнению с классической моделью набор высоких обертонов еще шире. При этом хомус прекрасно реагирует на все приемы звукоизвлечения.

По характеристикам у опытного мастера редко получаются разные варганы - ведь специфический набор обертонов у него свой. Просто инструменты с тройным креплением язычка имеют свои фишки.

 

Ничто не поднимет "на следующую ступень" вашу игру, кроме постоянной тренировки. Дорогой, серьезный инструмент, напротив, может изрядно мешать в игре не сильно подготовленному человеку.

Обсуждаемые хомусы - редкие, очень красивые, с уникальными особенностями и весьма нехилой ценой :) Только вам решать, за что вы будите платить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А сравнивали вы варганы с одинаковой длиной язычка и рабочей части дек, т.е. отличие заключалось только в креплении? "Тройные христофоровы", бывшие у меня, сами по себе были очень большими, и язычки толще, и рама не такая же... Кстати, по совокупности качеств я лично считаю их переоцененными раз в 5;)

 

Технологически большие варганы делать проще именно так - язычек крепится надежно, нет потенциала для смещений в стороны. В каком-то смысле это помогает мастеру сосредоточить усилия на обработке после вставки язычка, не боясь что его поведет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А сравнивали вы варганы с одинаковой длиной язычка и рабочей части дек, т.е. отличие заключалось только в креплении? "Тройные христофоровы", бывшие у меня, сами по себе были очень большими, и язычки толще, и рама не такая же... Кстати, по совокупности качеств я лично считаю их переоцененными раз в 5;)

Не повезло вам.

Просто грустно становится, когда читаешь подобные перлы, написанные человеком вроде бы в варганах разбирающемся :( .

Надо сказать, что непонимание, а иногда и негативное отношение к инструментам Христофорова - явление весьма распространенное. Это происходит от того, что они не слишком дружелюбны в начале общения (это тебе не Михайлов с Мальцевым). Далее человек, попробовавший эти хомусы, начинает характеризовать их "типа, сделаны из гвоздя <_< ". Все же, подобные заявления, как и утверждения, что играет роль только длина язычка до начала крепления, а красная цена "палтарытыщщи" - может сделать только наблюдатель поверхностный.

 

Технологически большие варганы делать проще именно так - язычок крепится надежно, нет потенциала для смещений в стороны. В каком-то смысле это помогает мастеру сосредоточить усилия на обработке после вставки язычка, не боясь что его поведет.

Если вы думаете, что Христофоров делает эту модель, потому что не в состоянии сделать хорошо длинный варган - ... :unsure:

 

Впрочем.

Искать истину в подобных вещах - дело неблагодарное. Плохо лишь вот что - почитают ваш пост люди, не пробовавшие подобные инструменты, утвердятся в своем мнении, что варган должен быть сделан из латуни, а произведен на Алтае, и продолжат свои речевки: "Поткин - лучший варган".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что то вы переборщили, я говорил только об одном конкретном варгане. Насчет непонимания, буду благодарен если объясните или продемонстрируете, в чем заключается его суть. (Я видел слово "вибрации", надеюсь это не она.)

 

Про роль только длины язычка я так же не говорил и вообще всегда рассматриваю варган как комплекс и не выделяю отдельные технические решения. Потому и хочу убедиться, что условия для сравнения были объективными и на самом деле показали превосходство системы крепления в плане звучания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не вмешиваясь в ваш спор, хочу с прискорбием сообщить, что лично я абсолютно не дорос до Христофоровских хомусов. Просто слышал какие звуки извлекали Коля Соболев и Наташа Федорова из тех же инструментов, что пытался ковырять я. Самое главное, что с таким подходом, (привязанностью к мягким варганам) так никогда и не дорасту. Нужно не просто сильное, мощное и глубокое дыхание, но "заточенное" именно на этот инструмент. Умеючи, звук на низах, реально ярче в разы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Еще такие варганы стал делать мастер Фрол Шубунов, но о них я ничего не знаю.
:blink: Я бы удивился, если бы Вы их знали... Я и сам их не знаю. Просто потому, что делаю не по трем точкам крепление, а по четырем. Это сложнее, это требует довольно длительной подгонки и притирки вручную, но оно того стоит.

 

Технологически большие варганы делать проще именно так - язычек крепится надежно, нет потенциала для смещений в стороны. В каком-то смысле это помогает мастеру сосредоточить усилия на обработке после вставки язычка, не боясь что его поведет.

Я бы сказал - не проще, а целесообразнее. Но, если была допущена неточность, то когда такой язычок закреплен, регулировка зазора превращается в пытку.

 

Плохо лишь вот что - почитают ваш пост люди, не пробовавшие подобные инструменты, утвердятся в своем мнении, что варган должен быть сделан из латуни, а произведен на Алтае, и продолжат свои речевки: "Поткин - лучший варган".
:lol: Спасибо, наконец я услышал внятное мнение про Поткинские инструменты.

Должен отметить, что соотношение цена / какчество располагают к такому мнению.

И все же, я бы купил Мурчунгу, за те же деньги, и сам довел ее до ума.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Что то вы переборщили, я говорил только об одном конкретном варгане. Насчет непонимания, буду благодарен если объясните или продемонстрируете, в чем заключается его суть. (Я видел слово "вибрации", надеюсь это не она.)

Ну извините, просто после вот этой записи: ""Тройные христофоровы", бывшие у меня... я лично считаю их переоцененными раз в 5" - я начал сетовать :)

Насчет непонимания... оно и в Африке непонимание - как тут объяснишь. Можно, конечно, выложить какую-нибудь запись, но она не сможет ни "объяснить", ни "продемонстрировать" - сыграть более-менее ровную мелодию можно даже на загретдиновском кубызе, а чтоб показать нюансы у меня нет качественного микрофона :(

"Вибрации" - просто условие игры на этих варганах. Кому-то нравится, кому-то - нет, не важно. Это физическая особенность.

 

Про роль только длины язычка я так же не говорил и вообще всегда рассматриваю варган как комплекс и не выделяю отдельные технические решения. Потому и хочу убедиться, что условия для сравнения были объективными и на самом деле показали превосходство системы крепления в плане звучания.

ЧуднО. Сначала рассматриваете "варган как комплекс", а в следующем предложении хотите объективных условий, чтобы подтвердить именно "превосходство системы крепления"? :blink:

Христофоровская большая модель со стандартным креплением язычка редко превышает 105мм, при этом они очень низкие, зато обладают очень долгим затуханием. "Тройная" же модель иногда превышает 120мм, принципиальное ее отличие в том, что при сохранении долгого затухания, из-за жесткости язычка звук выше.

В первом своем посте этой темы я написал: "отличие это не на "ступень", а просто... отличие".

Мне нравятся крупные инструменты (мне такие держать удобней) с долгим затуханием и довольно высоким звуком, относительная жесткость язычка которых вполне допускает и очень быстрый бой и сложные его паттерны :unsure: . Вам это не подошло? Ничего страшного - хороших варганов много :) .

 

:blink: Я бы удивился, если бы Вы их знали... Я и сам их не знаю. Просто потому, что делаю не по трем точкам крепление, а по четырем. Это сложнее, это требует довольно длительной подгонки и притирки вручную, но оно того стоит.

И, тем не менее, серьезных причин для недоумения нет. Для человека не знакомого с вашими варганами непосредственно, вполне простительно найти сходство с "тройными" хомусами якутских мастеров. Или ваш способ крепления действительно принципиально отличается?

Впрочем, насколько я знаю, вы не отказались от участия в конференции в Москве, надеюсь там увидимся и обсудим :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И, тем не менее, серьезных причин для недоумения нет. Для человека не знакомого с вашими варганами непосредственно, вполне простительно найти сходство с "тройными" хомусами якутских мастеров. Или ваш способ крепления действительно принципиально отличается?

Впрочем, насколько я знаю, вы не отказались от участия в конференции в Москве, надеюсь там увидимся и обсудим :)

Туше! Ну что ж, действительно, я не отказался от участия, и действительно обсудим.

А что касается вопроса принципиальна ли эта разница, то таки да. очень уж мне не хотелось видеть и слышать - Шубунова-Бурцева... Каюсь, Гордыня возобладала во мне.... Кстати, в Эльбрусе я вообще пять точек сделал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... очень уж мне не хотелось видеть и слышать - Шубунова-Бурцева...

А вот это - архиправильно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вот это - архиправильно!

А то. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ЧуднО. Сначала рассматриваете "варган как комплекс", а в следующем предложении хотите объективных условий, чтобы подтвердить именно "превосходство системы крепления"? :blink:

Да, именно так, и эти... ммм... "идеи", по-моему, независимы. 1) Я выразил свое, пользовательское, мнение по поводу тройного Христофорова, как комплекса. 2) Выражаю "теоретические" сомнения, что достоинства или недостатки этой модели варгана стоит относить только к системе крепления. Развеять их можно было бы подтверждением того, что вы сравнивали два во всем одинаковых инструмента, отличающихся только креплением язычка. Иначе так же можно сравнивать "ХХ3" с 5-сантиметровым хомусом Христофорова, другим якутом или вообще алтайцем.

 

Христофоровская большая модель со стандартным креплением язычка редко превышает 105мм, при этом они очень низкие, зато обладают очень долгим затуханием. "Тройная" же модель иногда превышает 120мм, принципиальное ее отличие в том, что при сохранении долгого затухания, из-за жесткости язычка звук выше.

В первом своем посте этой темы я написал: "отличие это не на "ступень", а просто... отличие".

Мне нравятся крупные инструменты (мне такие держать удобней) с долгим затуханием и довольно высоким звуком, относительная жесткость язычка которых вполне допускает и очень быстрый бой и сложные его паттерны :unsure: . Вам это не подошло? Ничего страшного - хороших варганов много :) .

Я подозреваю, что мы просто о разном говорим, причем о нескольких вещах одновременно)) С одной стороны, эта тема подразумевает выделение именно одного технологического аспекта - "тройное крепление язычка" по сравнению со всеми остальными. С другой, упоминаемый хомус Христофорова содержит в названии те же слова, что вносит сумятицу в определение предмета разговора - или это крепление в принципе, или конкретный варган...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, якутские хомусы с тройным креплением - это практически во всех отношениях инструмент сложный, часто "на вырост".

 

Я недавно выбирал себе новый хомус из инструментов очень хорошего качества (Мальцев, новая модель Готовцева и другие хорошие работы). Все - как на подбор отзывчивые, с чистым звучанием. Кроме одного - хомуса Эллясина с тройным креплением (не из тех, что продаются у нас, а эксперементальная модель немного другой формы и ещё более крупная). Глуховатый звук, очень тугой язычок (толщиной 1 мм, с длинной от ближайшего крепления до загнутой части - 9,5 см) и настолько сильная вибрация, что при сильном ударе может возникать постороннее дребезжание. То есть, на первый взгляд, инструмент довольно неотзывчивый. Попадись мне он пару лет назад - я бы его вряд ли взял.

 

Вот он в сравнении с хомусом Чемчоева:

 

el2.jpg

 

И вот, что могу про него сказать.

 

Во-первых: другая техника игры. Для того, чтобы он зазвучал - нужна, как сказал уже Sed, очень точная артикуляция и дыхание. Кроме того, очень многое решает верно подобранный способ удержания инструмента. Если взять правильно - не будет посторонних звуков, можно усилить звучание. Сила удара тоже - совершенно другая, чем при игре на привычном хомусе.

 

Во-вторых, если придерживаться верной техники, то инструмент обладает невероятно широким диапазоном звучания. Это и максимально управляемая громкость, и очень точное звучание различных артикуляционных приёмов, чёткие обертона. Добавить к этому долгое затухание - и получится инструмент, который очень многому может научить.

 

В-третьих, этот инструмент из той категории хомусов, которые максимально себя проявляют только со временем. То есть, чтобы услышать наиболее чистое звучание - нужно его разыгрывать хотя бы год или два. Оно и сейчас хорошее - но будет ещё лучше, когда язычок разработается под стиль играющего.

 

Подводя итог, могу сказать, что традиционный якутских хомус и большой хомус с тройным креплением - это очень разные инструменты, с разными техниками звукоизвлечения и разными возможностями. И учат они - совершенно разным вещам. (-: А если же играть на большом хомусе, как на традиционном - результат, скорее всего, разочарует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за подробный обзор хомуса Эллясина, только вот с подведением итога не могу согласиться, он выглядит так, как будто способ крепления определяет (или меняет) все качества инструмента! По-моему, описание во многом подходит вообще для больших варганов с жесткими язычками, а противоположный пример - "тройной" хомус Комиссарова, отличающийся вообще всем, и легкий, приветливый и дружелюбный, все свои прелести демонстрирующий с первого момента.

 

Насчет разыгрывания же инструментов, особенно под стиль игрока, это по-моему фантастика. Язычек может стать мягче, сточатся грани при неаккуратной игре -> звук станет ниже/глуше, но не лучше. А вот эффект притирки игрока в варгану - обязательно. Обычно он не осознается; почему-то люди склонны искать объяснения как плохому, так и хорошему не в себе, а в железках...

 

P.S. Учит же - каждый инструмент, отличный от привычного, а не только хомусы с тройным креплением язычка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, учит практически каждый инструмент, но каждый - в первую очередь, чему-то своему (и крупные якутские хомусы с трояным креплением, кстати, значительно отличаются, на мой взгляд, от других массивных варганов с жесткими язычками). Правда, если относиться к музыкальному инструменту, как к "железке" ( а в принципе, это равносильно тому, как если бы мы относились к человеку, как "резонатору из костей и мяса"), то некоторым вещам научиться сложнее. Здесь у каждого будет своё мнение, но я на своём опыте пришёл к согласию с тем, что говорят о варганах якуты: главная задача мастера - вложить в инструмент душу, а главная задача исполнителя - извлечь её. Если в инструмент вложена душа, то он уже не будет просто "железкой", а станет нести в себе те качества, которые можно назвать фантастикой.

 

То же и про "разыгрывание" - об этом я говорю, исходя из опыта игры не только на своих инструментах, которым самое большее пять лет, но и на варганах, на которых играли, например, десять и более лет. В таких варганах очень чувствуется стиль игры владельца и, собственно, сам владелец инструмента.

 

Кстати, провакационный вопрос: станет ли звучать тише/глуше хомус, на котором более менее интенсивно играли порядка 30-и лет, или хомус, на котором регулярно играют почти 20 лет? (-;

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
главная задача мастера - вложить в инструмент душу, а главная задача исполнителя - извлечь её

Браво Аксентий, очень понравилась эта фраза! Даже каламбур сложился: если душа закреплена в трех точках, извлечь ее труднее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Браво Аксентий, очень понравилась эта фраза!

 

Эту фразу я когда-то прочитал, кажется, у Спиридона Шишигина.

 

Даже каламбур сложился: если душа закреплена в трех точках, извлечь ее труднее.

 

Ага. Точно. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×