Перейти к содержимому
Форум варганистов
varganist

Русский стиль варганной музыки

Recommended Posts

Давно хотелось сформулировать мысли о развитии русского варгана и создании русского стиля игры на нем. Статья длинная поэтому отсылаю непосредственно к ней.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересная статья, буду непременно ждать продолжения!

Владимир, в характеристиках идеального русского варгана несомненно "просвечивает" татарский кубыз! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Выскажу такую мысль . Варган для меня не является инструментом  , который мог бы в рамки стиля какого нибудь встать . Слово "стиль" тут немного нелепо что ли... Инструмент то не нотный особо . т. е . подобие мелодии в пределах одной октавы изобразить можно , но нужно оно? Для этого есть другие инструменты  .Стало быть ритмика .  Ну и все возможности носоглотки и диафрагмы(чисто технически) . Мы сейчас живем в эпоху интернета , уж довелось . Стало быть  в большинстве своем  имеем возможность посмотреть послушать индусов якутов норвежцев  да кого угодно в конце концов .Очень ведь круто имея массу такой информации учиться игре на варгане! Ну и соответственно наблюдаем за разнообразием инструментов : морсинг- жесткий язычек , тон высокий в основном , хомус - не юзал) , доромб - язычек какой угодно , тон тоже +треск)  мУнхарпа - тыры пыры 8 дыры -приятный мелодичный таки перебор, дан мои - сочетание мелодики и ритма ,татары + киргизы=зачет , русские украинские белорусские немецкие эстонские итд  итп.......Все очень круто) Варгану  "стиль" ненужен , он от души играет. Стиль это для какогонить бренда шмоткогого . Русский стиль- есть сочетание всех "стилей" евроазиатских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

монголо-татарский темир мурчунг) изрядно намешали свойств и качеств.

 

но затея связать варган с русской традиционной музыкой очень светлая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Русская, китайская... Для музыки границ нет, а для варгана сейчас вообще красота, чистый лист - наслаждаемся! Почему нужно играть именно "русскую музыку"? Да, есть фолк, народные жанры - но обязательно ли плыть в таком потоке?

 

Культура потребления сего инструмента сейчас в таком печальном состоянии, что говорить о стиле рановато - это будет относиться лишь к нескольким десяткам человек)) По-моему, все усилия стоит сосредоточить на обучении игре или, хотя бы, демонстрации! Было бы массовым, установившимся явлением - можно было бы разбираться, анализировать, выделить стиль - а зачем его создавать искусственно, впереди паровоза?

 

Будут играть приятное не только уху фаната варгана - будут повторять, менять, множить - сложится и стиль.

 

P.S. Описание русского варгана больно смахивает на чью-то личную хотелку ;) К тому же, не в инструменте дело, а в его использовании... А вообще, красиво, интересно было почитать.

  • Upvote 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
«Узнаваемого русского варгана ещё нет, его только предстоит создать, но уже можно сказать, каким ему следует быть: громким, с язычком в меру жёстким, с ярким и резким тембром и ярко выраженными верхами в звуке. То есть это должен быть такой инструмент, который будет выгодно звучать наряду с другими не тихими инструментами, будет певучим, позволить хорошо интонировать и передавать всю полноту мелодий, даст возможность применять двусторонний бой для имитации балалаечного бряцанья, не будет тушить звук при дыхательных приёмах и быстрых сменах высоких и низких обертонов, даст яркое управляемое вибрато, а по тембру будет близок к голосу пастушьего рожка».

 

Ой, простите моё чувство юмора, но мне на этом моменте «Нравоучительные басни» (1764 г.) Фёдора Эмина вспомнились, там тоже про русский варган как раз: «варган, услыша звучное эхо трубы и приятность лиры, хотел обеих оных инструментов качество в одного себя вобрать и представить себя свету трубою и лирою... Лишь только он заиграл, то все узнали его достоинство и смеялись его дурному звуку... Но при всём том варган везде хвастался, что он звонче трубы и приятнее лиры, хотя был хуже гудка и волынки».

 

Только не подумайте лишнего, тут никаких намёков и скрытого подтекста, мне действительно просто вспомнилось. Всего лишь забавная историческая параллель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересная статья, буду непременно ждать продолжения!

Спасибо!

 

Инструмент то не нотный особо . т. е . подобие мелодии в пределах одной октавы изобразить можно , но нужно оно? Для этого есть другие инструменты  .Стало быть ритмика .

Это удивительно, но практически все музыкальные произведения мира, за исключением некоторых экспериментальных работ одновременно включают в себя такие выразительные средства как мелодика и ритмика (в добавок еще гармония,тембр, динамика, полифония,фактура итд). Причем варган совершенно уникальный в мелодическом плане инструмент, диапазон у него совсем не октава а три-четыре, как собственно у большинства духовых инструментов. К слову сказать вот у пимака диапазон ровно октава, его, что прикажете тоже в ритмические инструменты записать? :) Дело тут не в октавах, а в очень интересном и уникальном экспоненциальном строе, который дает гораздо больше новых мелодических возможностей, чем строй традиционных инструментов. Есть и еще другие мелодические плюсы, например возможность управляемо издавать несколько звуков одновременно (полифония). Однако варган, с его звуковыми богатствами это инструмент для искушенного уха (как возможно и любое настоящее искусство :) ), особенность в том, что "нельзя просто так взять" и начать слышать обертонные нюансы варгана, практика показывает, что не только новички в музыке, но и музыканты с абсолютным слухом, нередко, по началу не слышат мелодической составляющей варгана, они просто не знают где именно надо слушать, однако в этом случае одной репетиции хватает, чтобы человек удивленно рассказывал о своих впечатлениях от услышанного. Здесь уместно сказать, что подобная ситуация типична, в музыке без слушательского (а лучше исполнительского)опыта практически бесполезно слушать например полифонические произведения, Баха того же, хоть это и несложный ещё случай. Собственно возвращаясь к варгану, подытожу таким советом (не к Вам лично, а вообще к новичкам), начиная входить в варганную тему, не торопитесь с выводами, послушайте все многообразие варганной музыки несколько лет - удивитесь тому, что услышите. Мудрость приходит с годами (и тут очень важно чему учить новичков, но об этом ниже :) ).

 

 

Русская, китайская... Для музыки границ нет...

Если традиционную народную самодеятельность считать музыкой, то не только есть границы, а ещё какие есть!!! :) Строго говоря, нельзя сказать, что норвежские варганисты играют в норвежском стиле, теоретически его можно выделить, но сами носители этой культуры делают все, чтобы его не было. Звучит парадоксом, но народная музыка всегда региональна, в норвежском Ситедале играют в совершенно другой манере, чем в Валдресе, равно как в Вологодской губернии играли совсем иначе, чем в Курской, это в советское время был создан эстрадный вариант обобщенной "народной музыки" имеющий к народу очень слабое отношение.

 

... а для варгана сейчас вообще красота, чистый лист - наслаждаемся!

Т.е Фоменко рулит и не были созданы национальные варганные культуры, типа индонезийской, киргизской, якутской, норвежской..., не катят произведения для варгана с оркестром Альбрехтсбергера и Хёртмана, не было виртуозов 19го века, про сделанное в 20м веке дружно молчим, и даже святая святых обертонной музыки - сольный концерт Махису для рта и живого жука не музыка? :)

 

Почему нужно играть именно "русскую музыку"? Да, есть фолк, народные жанры - но обязательно ли плыть в таком потоке?

Может быть, мы недостаточно четко подчеркнули это в статье, но мнение авторов таково: не обязательно плыть в именно этом ключе и совершенно не обязательно играть только русскую музыку (хоть беря последнюю в кавычки, хоть нет). Любая музыка интересна и достойна восхищения, буде она искусством, но если вдруг мы почему-то ставим вопрос о национальном стиле или конкретному индивидууму захочется внести в свою авторскую музыку национальный колорит, то возникнет вопрос "а что это за зверь русский стиль"? Мы даем наш частный вариант ответа на этот вопрос и очень интересно было бы услышать другие идеи, если конечно речь не идет чтобы укуриться и видеть глюки погружаться в пучину неосознанного себя.

 

По-моему, все усилия стоит сосредоточить на обучении игре или, хотя бы, демонстрации! Было бы массовым, установившимся явлением - можно было бы разбираться, анализировать, выделить стиль - а зачем его создавать искусственно, впереди паровоза?

Оба автора статьи ведут курсы варганистов (в Москве и Иркутске)трех уровней подготовки (начинающие, продолжающие и продвинутые, с программой на несколько лет), пишут статьи, ведут несколько интернет проектов, читают лекции и готовятся показывать и пропагандировать свои идеи во многих городах, включая Питер (и это далеко не все). Это я к тому, что с "хотя бы демонстрацией" все ОК :) но вот достаточно ли этого? Достаточно ли ребенка просто отправить в школу и включить дома интернет? Или все таки важно что-то показывать ему? Собственно тема национальной культуры подробно описана в статье.

 

P.S. Описание русского варгана больно смахивает на чью-то личную хотелку, а вообще красиво ;) К тому же, не в инструменте дело, а в его использовании...

Так и есть (почти), вся статья субъективный взгляд авторов на проблему.

 

Только не подумайте лишнего, тут никаких намёков и скрытого подтекста, мне действительно просто вспомнилось. Всего лишь забавная историческая параллель.

Наконец-то я нашел единомышленника!!! Ты тоже как и я считаешь, что жанр басни не допускает никаких намёков и скрытого подтекста, а говорит всё напрямик? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просто Федору Эмину неудачный варган попался. Наверное один из шести миллионов, которые австрияки наклепали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вспомнились, там тоже про русский варган как раз: «варган, услыша звучное эхо трубы и приятность лиры, хотел обеих оных инструментов качество в одного себя вобрать и представить себя свету трубою и лирою... 

Так о том и толк, милостивый батюшка Аксентий Иванович: нет на Руси варгана громкозвучного, сладкопевучего, все качества трубы и лиры в себя вобравшего, а паче того - физиономию имеющего типическую, русскую. Ужо бы вот даже гудок, и то казалось - корыто корытом, деревяшка сипливая, и забыта была стыдливо и благонамеренно, и то вот из глубин времени восстановилась, аки птица феникс из пепла - и вид, и голос, всё как прежде. Потому как помнится, и изображения свои разве что не фотографические имеет. А варган один из инструментов русских забыт и заброшен напрочь, как какая-нибудь казанская сирота. И то грешным делом подумаешь: а был ли он, мальчик-варганчик русский? А не привиделось ли? А не примнилось ли в кабинетах? А не немчурные ли всё то происки да подкидыши попадаются нам в старых книгах да в земле русской? И играли ли на нём мужички-то? Полно! Задумаешься так, да и войдёшь во грех да во искушение. Уж вы бы укрепили нас, батюшка, а то страшно жить во тьме да неведении. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И то грешным делом подумаешь: а был ли он, мальчик-варганчик русский? А не привиделось ли?... 

Уж вы бы укрепили нас, батюшка, а то страшно жить во тьме да неведении.

 

Так ведь я уже давно всякими цитатами раскидываюсь, куда уж больше укреплять-то. (-: Тем более, что у меня с недавних пор новый рецепт развеивания тьмы и неведения по этому вопросу: едешь в деревню, играешь там то, что считаешь русским наигрышем. Если кто-то из пришедших бабушек вскакивает с места и, впервые в жизни слыша варган, начинает отплясывать что-нибудь характерное — всё, profit, тьма рассеяна и ясность полная. (-;

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Если кто-то из пришедших бабушек вскакивает с места и, впервые в жизни слыша варган, начинает отплясывать что-нибудь характерное — всё, profit, тьма рассеяна и ясность полная. (-;

Эээ... То бишь, хотите сказать, что сей факт говорит положительно за существование варгана в русской музыкальной культуре в стародавние времена-с? ;) Или о том, что Ваша игра этой бабушке понравилась, с чем Вам - нижайший поклон и благодарность. А в чём ещё может быть ясность полная в данном примере, я и ума не приложу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если традиционную народную самодеятельность считать музыкой, то не только есть границы, а ещё какие есть!!! :)

Не-не, я ж и отделил народную, подразумевая всю остальную. Кстати, может быть, вы считаете, что варган располагает (или обязывает) играть именно народную музыку?

 

Т.е Фоменко рулит и не были созданы национальные варганные культуры, типа индонезийской, киргизской, якутской, норвежской..., не катят произведения для варгана с оркестром Альбрехтсбергера и Хёртмана, не было виртуозов 19го века, про сделанное в 20м веке дружно молчим, и даже святая святых обертонной музыки - сольный концерт Махису для рта и живого жука не музыка? :)

Я имел ввиду варган в России, при отсутствии сохранившихся традиций.

 

Оба автора статьи ведут курсы варганистов (в Москве и Иркутске)трех уровней подготовки (начинающие, продолжающие и продвинутые, с программой на несколько лет), пишут статьи, ведут несколько интернет проектов, читают лекции и готовятся показывать и пропагандировать свои идеи во многих городах, включая Питер (и это далеко не все). Это я к тому, что с "хотя бы демонстрацией" все ОК :) но вот достаточно ли этого? Достаточно ли ребенка просто отправить в школу и включить дома интернет? Или все таки важно что-то показывать ему? Собственно тема национальной культуры подробно описана в статье.

 

Да с вами и так все ясно, lokomotiver)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эээ... То бишь, хотите сказать, что сей факт говорит положительно за существование варгана в русской музыкальной культуре в стародавние времена-с? ;) Или о том, что Ваша игра этой бабушке понравилась, с чем Вам - нижайший поклон и благодарность. А в чём ещё может быть ясность полная в данном примере, я и ума не приложу.

 

Если говорить о народной музыке, то мне кажется, что искать в этом какой-то виток развития стоит с опорой на собственно народ, даже если нет непрерывной традиции, прочих сопутствующих бонусов и (в нашем случае) людей, играющих на варгане. Всё остальное — хорошо для истории и для исследований каких-то прошедших дел, но если двигать дело в наши дни, то более интересным и живым процесс был бы с оглядкой на какую-то непосредственную практику взаимодействия с народной культурой и людьми. Я примерно об этом хотел сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

варган, с его звуковыми богатствами это инструмент для искушенного уха (как возможно и любое настоящее искусство :) ), особенность в том, что "нельзя просто так взять" и начать слышать обертонные нюансы варгана

Подавляющее большинство людей нормально различает обертона, если им сразу показать простенький пример. А вот в композиции тут уже не в обертонах вопрос, а в развитости музыкального слуха как такового. Да еще и усугубляется невнятным исполнением нередко - и идея "обертона только для подготовленных" бывает, частенько превращается в оправдание неприятия шедевра, причем неосознанное. Я бы это вообще вычеркнул из "публикуемого", заменив на "остался не понятым - работай над собой, а не над слушателем";)

 

не только новички в музыке, но и музыканты с абсолютным слухом, нередко, по началу не слышат мелодической составляющей варгана

Не раз встречал высказывания о том, что "образованным" музыкантам действительно трудно слышать обертона, точнее - придавать им такой же смысл, какой они привыкли вкладывать в основной тон. Как тюнеры, натренированы именно на распознавание базовой частоты среди любой "сложности". Надо исследование замутить, интересно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если говорить о народной музыке, то мне кажется, что искать в этом какой-то виток развития стоит с опорой на собственно народ, даже если нет непрерывной традиции, прочих сопутствующих бонусов и (в нашем случае) людей, играющих на варгане. 

Ну да. Именно этим мы и занимаемся, об этом и статья. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну да. Именно этим мы и занимаемся, об этом и статья. 

 

На всякий случай добавлю: я имел в виду тот народ, который не занимается углубленно изучением фактов о народной культуре, как это делают исследователи, и который не играет музыку так, как это делают музыканты. (-: То есть, по принципу "приехал в село — нашел того самого мужика, который упоминается в статье — узнал реакцию на свою музыку — дал мужику в руки варган — потом посмотрел, что из этого вышло и сделал выводы". Немного утрирую, но как-то примерно так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Калинка-малинка это русская народная музыка?

Или взять посовременнее, типа "Золотого кольца"?

А "Иван Купала"?

Или только курские наигрыши являются таковыми?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виктор Цой? Любэ? Лепс с Ваенгой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не-не, я ж и отделил народную, подразумевая всю остальную.

За всю остальную музыку не скажу, но региональность мне встречалась, например, в период расцвета джаза в америке были такие стили связанные с регионами West Coast jazz или ещё Chicago style

 

Может быть, мы недостаточно четко подчеркнули это в статье, но мнение авторов таково: не обязательно плыть в именно этом ключе и совершенно не обязательно играть только русскую музыку (хоть беря последнюю в кавычки, хоть нет). Любая музыка интересна и достойна восхищения, буде она искусством...

Кстати, может быть, вы считаете, что варган располагает (или обязывает) играть именно народную музыку?

 Я предвидел твой вопрос :)

 

Подавляющее большинство людей нормально различает обертона, если им сразу показать простенький пример. А вот в композиции тут уже не в обертонах вопрос, а в развитости музыкального слуха как такового. Да еще и усугубляется невнятным исполнением нередко - и идея "обертона только для подготовленных" бывает, частенько превращается в оправдание неприятия шедевра, причем неосознанное. Я бы это вообще вычеркнул из "публикуемого", заменив на "остался не понятым - работай над собой, а не над слушателем";)

 

Не раз встречал высказывания о том, что "образованным" музыкантам действительно трудно слышать обертона, точнее - придавать им такой же смысл, какой они привыкли вкладывать в основной тон. Как тюнеры, натренированы именно на распознавание базовой частоты среди любой "сложности". Надо исследование замутить, интересно)

Да, все как-то примерно так, но есть и нюансы, например с простотой восприятия. Я не буду описывать все случаи, это долго и касается реальных людей, может они не захотят, чтобы я рассказывал, но тем не менее у меня был целый ряд трудностей с очень хорошо слышащими музыкантами. Просто один пример: Американский саксофонист с консерваторским образованием, абсолютным слухом и огромным опытом, очень хороший преподаватель (я его худший ученик :) ) самое смешное, что он сам умеет играет играть на саксе извлекая не только основной тон из трости, но и до 7 обертонов, и вот он поначалу совершенно не слышал обертонную гамму, которую я ему играл. Тут правда остается открытым вопрос внятности мое исполнения :) Слушая Свена Вестада несколько лет назад, мне думалось, что я все слышу, а теперь мне слышится гораздо больше. Да и то как новички бойко копируют ритмику Арона Силади, напрочь упуская все его обертональное богатство не укрепляет меня в уверенности, что с слушанием обертонов все так просто....
  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

если нет уверенности, что с слушанием обертонов все так просто у современного искушенного слушателя - то откуда было ей взяться в стародавние времена у массы неискушенных ? ИМХО, в старину на варганах исполняли в основном зажигательную "ритмику Арона Силади" - под которую можно было плясать или хотя бы приплясывать. А вовсе не романсы.

  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эх, не удержался, включусь :D

 

ИМХО, в старину на варганах исполняли в основном зажигательную "ритмику Арона Силади" - под которую можно было плясать или хотя бы приплясывать. А вовсе не романсы.

Такое предположение кажется вполне вероятным :)  По крайней мере в русской культуре, где пляс играл такую огромную роль, и ещё учитывая, что ритм на варгане даётся всё-таки гораздо проще, чем мелодии. А ведь среди музыкантов из народа едва ли было много виртуозов - научился тренькать и хорошо, пошёл играть в чисто поле или на праздник в соседнюю деревню. По крайней мере мне, исторически необразованному, так это видится :ph34r: 

Касательно обертоновых нюансов - мне кажется, они очень легко различимы вне зависимости от "абсолютности" музыкального слуха. Едва ли найдётся кто-то, утверждающий, что "на варгане всё звучит абсолютно одинаково" - особенно на контрасте, если ему сыграть чёткую мелодию и, скажем, ритм на одном дыхании без артикуляции. Мне видится тут вопрос в том, что далеко не всем по душе именно звук, которых издаёт варган, сам по себе неяркий, непривычный, медитативный, и "такой ни-рыба-ни-мясо" - не поймёшь, то ли ритмический, то ли мелодический. А остальное уже дело техники исполнения - одинаково оскорбят слух плохо сыгранная композиция хоть на варгане, хоть на пианино, хоть на барабанах :)  Хотя я тоже не раз слышал, что именно музыканты с академическим музыкальным образованием плохо различают обертанальную музыку - тут уж дело, наверное, в натасканности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу восприятия обертонов — тема интересная (я уже когда-то писал об этом тут на форуме, но, пожалуй, было бы неплохо внести в предыдущие размышления некоторые коррективы).

 

Но тут еще стоит сделать поправку: в этом контексте могут быть важны не только обертона. Развитый разностный порог восприятия варганной музыки позволяет работать не только с чистой обертоновой последовательностью, но и с призвуками, «грязными» обертонами и прочими эффектами.

 

К примеру: лично для меня разница в штрихе удара (совокупность силы удара, направления, резкости/мягкости поддевания колечка язычка) воспринимается точно также, как для кого-то разница между несколькими чистыми обертонами разной высоты. Или вот в звуках, формирующихся при перекрывании языком ротовой полости на две части, я отчетливо слышу двойной обертон (собственно одновременно два пиковых подъема можно и по спектру увидеть в таких звуках). И так далее.

 

Но такие мельчайшие нюансы можно находить и развивать в любых приемах звукоизвлечения. Вопрос тут в другом: нужно ли это будет кому-либо, кроме самого исполнителя? Если нужно, то люди к такому и сами потянутся — и это будет замечательно. Но мне кажется, что не стоит такое развитие ставить основной целью и слишком упирать на такие моменты — это будет походить на попытку создать «искусство для избранных». 

 

Именно поэтому я в это теме уже упоминал о том, что в развитии того, что можно было бы назвать народной музыкой, было бы неплохо опираться непосредственно на тот народ, который не играет на варганах. Работа с публикой, которая не слышала варган, позволяет гораздо лучше понять, что именно в варганной музыке слышат не варганисты. Я уже давно писал о том, что недавняя поездка в Республику Коми мне была нужна еще и для того, чтобы получить больше опыта выступлений перед «неискушенными» людьми. К счастью, такого опыта я получил даже больше, чем планировал (удалось провести почти в два раза больше концертов, чем задумывалось изначально).

 

И, опираясь на этот опыт, могу сказать, что в варганной музыке люди слышат гораздо больше, чем принято считать обычно. В этом смысле я даже склонен согласиться с Олегом. Подход «вы просто не умеете слышать обертона» может незаметно превратиться во внутреннюю отмазку и оказать исполнителю медвежью услугу в итоге. 

 

Так вот, снова расскажу немного о поездке. Мы с Юлей специально подбирали концертную программу такой, чтобы у слушателей было время не только посмотреть наше выступление, но и «переключить» восприятие с привычной музыки на варган.

 

В начале я играл просто что-то своё — и тут всё было непредсказуемо вплоть до фразы «у нас культурный шок» из зала. Но потом аккуратно переходили к рассказам про обертона (но мы с Юлей заранее договорились не использовать слово «обертон» в этих рассказах, я и сам до сих пор плохо понимаю, что оно значит). Юля играла гамму, потом «Ёлочку», потом «Во кузнице» —  мелодии всегда узнавали, подпевали иногда. Время от времени я еще добавлял в процессе какую-нибудь понятную ритмичную композицию, просто с чётким ритмом и с легким акцентом на «тыц-тыц-тыц». А потом играли опять что-то своё и импровизации — и слушатели уже больше понимали, что к чему. 

 

Где-то в середине переходил на игру на ветке, пластинчатых варганах и (иногда) на телефоне. Это, во-первых, позволяло аудитории расслабится и посмеяться, во-вторых, можно было снова акцентировать внимание на принципе звукоизвлечения, и, в-третьих, после всего этого хлама дуговые варганы начинали звучать более выгодно на получившемся фоне. 

 

Оставшуюся часть концерта — опять играли какие-то свои вещи, импровизации и дуэтом. Но к тому времени, за счет попыток «переключить» восприятие, реакцию «у нас культурный шок» нередко удавалось сместить на реакцию «браво» и на живой интерес к инструменту. 

 

Ну и с людьми, которые слышали нас несколько раз подряд, отдельная история. Например, наш водитель, который неоднократно заходил погреться на наши выступления, к третьей поездке уже впитал в себя теорию звукоизвлечения и, не выдержав, вместе с другими слушателями попробовал поиграть на варгане в конце одного из концертов — и довольно бодро заиграл «Калинку-малинку» с первой попытки. Обертона там, может и не четкие были, но мотив узнавался на все 100%.

 

И главный вывод, который успел сделать во время поездки — незнакомые с варганом слушатели не просто могут воспринимать варганную музыку, а способны делать это очень и очень хорошо (повторюсь: речь идёт про какие-то импровизационные и чисто варганные наигрыши, а не только про знакомые мотивы). Мне кажется, что тут нужно просто быть повнимательней к публике, а какие-то сложные детали оставлять для своего личного развития. А кому будет нужно — тот их обязательно услышит. (-:

 

И тут могу снова перейти к теме поиска русского стиля: было бы классно попытки его создания тестировать в таких вот «полевых» условиях. (-; Тогда можно будет путем проб и ошибок найти какое-то оптимальное музыкальное направление, которое хорошо бы вписалось в нашу музыкальную культуру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А собственно по теме... Это же здорово, что люди занимаются историей варгана в контексте русской культуры! И к чему споры о том, какая должна быть варганная музыка - разве она кому-то что-то должна? ^_^ По мне, так чем больше разных направлений - тем интереснее, и тем глубже можно можно познать инструмент.

Лично меня фольклорные темы не очень увлекают, интереснее авторская музыка. Но по здравом размышлении (после своего более категоричного отзыва ВК на эту статью :) ) я решил, что "авторская" - это не обязательно оторванная от корней. Речь не о намеренном включении в музыку "народных" элементов, а просто у каждого человека есть бэкграунд, и если ты живёшь, активно соприкасаясь с определённой культурой, это так или иначе наложит отпечаток и на твою личность, и, соответсвенно, на музыку, которую ты пишешь. "Игру в народность" я совсем не люблю (всякий современный фолк, а тем более world music и new age), но если музыка честная и искренняя, и в ней нет-нет, да и проглянет что-то исконное - что же тут плохого. Тем более, что варган - это древний инструмент, и уже одно его звучание намекает на некую традиционность, преемственность, в отличие, скажем, от электронно синтезированных звуков, электрогитары и проч. 

Как я понял, примерно это и имели в виду глубокоуважаемые авторы :) Знать русскую традиционную культуру, придерживаться исключительно её, ограничивая полёт собственной фантазии - это совсем не непременное условие существования любого русского варганиста. Просто мы же смотрим, слушаем, интересуемся, как играют норвежцы, якуты, индусы - и делаем для себя выводы, что-то перенимаем, что-то отметаем как неинтересное. Так почему бы не постараться понять, как играли наши предки - может, в этом тоже кроется что-то, чему можно поучиться.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но к тому времени, за счет попыток «переключить» восприятие, реакцию «у нас культурный шок» нередко удавалось сместить на реакцию «браво» и на живой интерес к инструменту. 

А это, наверное, не только за счёт переключения восприятия, а ещё и потому, что хорошо играли! Музыка - она и в Большой Пысе музыка :D Хорошо сыграли хорошую музыку - получайте "браво" и "культурный шок", плохо сыграли плохую музыку - получайте нахмуренные брови, бурчание и гнилые помидоры, вместе с "да ну, фигня какая-то, а не инструмент" :ph34r:

 

И ещё беда, что варган очень многими вообще не воспринимается как инструмент музыкальный - кому медитацию подавай, кому просветление, изменение сознания. А для меня лично непреложный факт, что всё это вполне можно делать лишь через искусство, в том числе и музыку. В том числе и варганную. Я бы эту мысль и пошёл проповедовать :D

 

И тут могу снова перейти к теме поиска русского стиля: было бы классно попытки его создания тестировать в таких вот «полевых» условиях. (-; Тогда можно будет путем проб и ошибок найти какое-то оптимальное музыкальное направление, которое хорошо бы вписалось в нашу музыкальную культуру.

Да-да! Что-то сродни этнографическим экспедициям, где будет совмещён сбор фольклорас его обогащением варганом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×