Перейти к содержимому
Форум Обертон Про
varganist

В Поисках Чистого Звука

Recommended Posts

Извиняюсь за ссылку на другой ресурс, просто считаю тему о которой написал заметку очень важной, для текущего момента развития русского варгана:

http://veskimo.livejournal.com/88048.html
без претензий на истину, чисто мое мнение.
137530_900.jpg

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В варган Вахитова какой именно? Я за 600 р покупал в ТА-Музыке, модель называется татарский средний. Есть еще модель татарский стандартный кубыз, 900 р стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эдесь на фото Средний, они кстати снимаются с производства. Мне и средний и стандартный правятся, оба прекрасны, но разные

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет угла загиба язычка немного геометрии:

При обычной траектории удара направление силы, воздействующей на язычок, меняется. Сохраняется оно только если пальцем нажать на язычок - без проскальзывания. Если же происходит обычный варганный "чирк", появляется дополнительная составляющая, направленная на прижатие пальца к язычку - вектор силы Fx. Он гораздо сильнее при ударе от себя (из-за соотношения радиусов колечка и пальца), но есть всегда. Действует он именно на сгибание язычка.

f-stroke.jpg

Ключевой момент - сопротивляемость колена этому постороннему вектору (результирующей силе Fr). Оно максимальна, когда колено язычка загнуто вдоль этой линии - под 45 градусов наружу, и минимальна, когда колено перпендикулярно ей - под 45 градусов внутрь.

При этом точный угол направления силы Fr зависит от индивидуальных особенностей игрока и варгана - направления удара, коэффициента трения пальца и колечка, их размеров. 45 - некий средний вариант.

 

Если траектория удара направлена не под 90 градусов - сила точно так же раскладывается из-за проскальзывания.

И насчет S-образных колен - чем такая форма более выражена, тем больше само колено начинает работать как пружина в ответ на приложение Fy, т.е. теоретически тут что-то постороннее может возникнуть даже на "пустом месте"... Ну и это тоже самое удлинение колена, только замаскированное от глаза и без увеличения рычага - но с увеличением гибкости во всех направлениях.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олег, а кстати вконтакте обсуждение возникло, Горхарам или Моханлал верхний варган у Владимира. Вы-то точно должны знать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По картинке не скажу, оба делают такие латунные формы... Зазоры - громкость, чувствительность - у Моханлала на порядок лучше. Что Владимир имеет виду под чистотой звука - тоже вопрос сложный. Может быть, варган тихий и глухой, но и абсолютно без постороннего. По сумме впечатлений я сомневаюсь, что Горхарам может вызвать у опытного игрока восторг. Хотя у каждого мастера может встретиться жемчужина на 100 экземпляров... Все же, думаю, Моханлал.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет угла загиба язычка немного геометрии:

Будучи музыкантом-любителем, пытающимся освоить мелодический варган и обучить этому других, я вижу огромную дилемму в том, как надо давать теоретические объяснения работы варгана и надо ли это делать вообще. Дело в том, что любой аспект функционирования нашего инструмента весьма сложен и не поддается правильному анализу, если мы будем использовать только школьные азы физики и математики. В тоже время совсем без объяснений  затруднительно разобраться в конкретном явлении. Поясню на примере темы призвуков варгана поднятых в моей недавней заметке, возьмем в частности  вопрос о влиянии угла загиба колена на призвуки. Ясно, что палец, ударяющий по колечку, передает ему некую результирующую силу, разложив которую по осям можно получить составляющие, одна из которых будет вызывать колебания язычка, а другая колебания колена относительно языка производя при этом ненужный призвук.  Проблема в том, что в процессе удара, а он хоть и короток, но не мгновенен, величина и направление этой результирующей силы сильно меняется. Факторов здесь много, но можно выделить три основных:

  1. Изменение площади и положения этой площади в течении удара. В начале удара палец имеет довольно большую площадь контакта с колечком и ударяет почти сверху (чуть смещен вправо), затем он проскальзывает по наружной стороне колечка (при этом растет боковая составляющая упомянутой силы) и наконец палец теряет контакт с язычок, оставляя последний совершать гармонические колебания.
  2. Передача силы с пальца происходит не при одном положении язычка относительно рамы, в течении удара он прогибается вниз, при этом результирующая сила действующая от пальца меняет направление приложения.
  3. Палец, не являющийся абсолютно жестким телом, меняет свою траекторию в процессе варгана из-за неточности удара и вследствие механического сопротивления язычка варгана удару, кожа и мышцы пальца также прогибаются.

Озадачившись,  можно составить и решить систему из нескольких  дифференциальных уравнений учитывающих все эти факторы, а также взаимовлияние друг на друга и численно удостовериться, что язычки, имеющие при прочих равных условиях (жесткость относительно язычка, длинна колена, форма загиба)разный угол загиба дают разный призвук, который особенно возрастает если язычок отогнут наружу.

Однако вопрос кому это надо? Мне как практику достаточно попробовать разные загибы, чтобы услышать, что оптимальный, дающий минимум призвуков это немного загнутый внутрь.  Правда я заметил, что простые картинки действеннее :)

post-150-0-95277800-1387356525.jpg

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И насчет S-образных колен - чем такая форма более выражена, тем больше само колено начинает работать как пружина в ответ на приложение Fy, т.е. теоретически тут что-то постороннее может возникнуть даже на "пустом месте"... Ну и это тоже самое удлинение колена, только замаскированное от глаза и без увеличения рычага - но с увеличением гибкости во всех направлениях.

Вспоминается изгиб арок из институтского курса сопромата.....

"Не так все это было, совсем не так"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Веселые картинки это замечательно, но неплохо было бы уточнить, о каких именно призвуках или чистоте звука идет речь... Я четко слышу, т.е. отделяю от остальных, именно "коленный пружын":

 

 

"Геометрическая теория" родилась как ответ на практический вопрос. Издавна в голове держался именно такой образ - отогнутое вперед колено это шаманский ужас. Но результаты экспериментов с загибаниями-отгибаниями потихоньку эту картину разрушили, как простоты ни хотелось ("загни колено и будет щастье").

 

bentit.jpg

 

Если колено пружинит, оно будет делать это при любом угле, по большому счету. Другой вопрос, некая чистота тембра, т.е. насколько ровны и выражены в нем гармонические обертона - если оно зависит от высоты звука, то изменение угла загиба будет приводить и к изменению и этой, общей чистоты.

 

Моя практическая точка зрения - угол нужно подбирать под свой удар и звуковые предпочтения в зависимости от всех параметров язычка. Отогнутый наружу язычок обычно весьма неудобен при двухстороннем бое.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Позволю себе еще немного теории - появилась мысль, что есть связь с однородностью свойств язычка по длине. Т.е. один случай - когда колено просто согнуто - если его разогнуть, будет, условна, одна длинная трапеция; и второй - когда свойства загнутой части были изменены отдельно. Например - закалка, изменение толщины, ширины. Тогда, в абстрактно-разогнутом состоянии, две части будут колебаться по-разному. Т.е. в разных случаях действие может приводить к разным результатам.

 

P.S. Вот передо мной в качестве примера "музейный" варган Фоменкова с чистейшим от рождения звуком - при загибании колена назад появляется явный посторонний высокий звук. Не сомневаюсь, что есть и куча противоположных случаев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Веселые картинки это замечательно, но неплохо было бы уточнить, о каких именно призвуках или чистоте звука идет речь... Я четко слышу, т.е. отделяю от остальных, именно "коленный пружын":

Нет, здесь мы говорим о разных вещах. Этот единичный высокий призвук действительно иногда слишком явно присутствует в звуке некоторых, в том числе и хороших варганов. В отдельной теме можно поговорить о причинах и способах борьбы, например о том если уж совсем неймётся, то можно подбирать тон пружина так, чтобы он был гармоничен основному звуку :) или о вреде закалки загиба колена, которая иногда делает колено звонким и поющим как струна (есть у меня один такой Фолке Несланда) Здесь же я веду речь не об одном призвуке, а о весьма большом количестве негармоничных обертонов у подавляющего большинства варганов известных нам, поэтому я лично не считаю "Коленный Пружин" главным источником загрязнения варганной среды :). Что такое чистый звук, в моем понимании? Это субьективный термин говорящий о приятном, гармоничном звучании варгана в целом, отсутствии диссонирующих призвуков и легкости и чистоте исполнения мелодий на нем. Однако, не смотря на всю персоналистичность термина, я заметил, что его отлично понимают исполнители мелодисты, когда показываешь им конкретный варган. Физически термин означает преобладание в звуке варгана гармоник, те обертонов частота которых кратна целому числу от основного тона, а наличие негармонических обертонов ( частота которых составляет дробную величину от основного тона) сильно снижено или вообще убрано. Гармоники все вместе составляют натуральный звукоряд, звучат консонансно и дают четкое представление высоты звука. Физика процесса зарождения звука варгана пока никем не создана, поэтому сказать четко как именно влияет на призвуки угол колена нельзя. Мое предположение, что неправильный угол колена повышает игзибающие нагрузки на него, которые передаются в виде продольных волн на язычек и так , дополнительно производится призвуки.

 

"Геометрическая теория" родилась как ответ на практический вопрос. Издавна в голове держался именно такой образ - отогнутое вперед колено это шаманский ужас. Но результаты экспериментов с загибаниями-отгибаниями потихоньку эту картину разрушили, как простоты ни хотелось ("загни колено и будет щастье").

 

Нет у меня не не разрушило, а наоборот подтвердило правильность этого пути. Собственно я пока не видел ни одного чистозвучного варгана с шаманским коленом. Загни колено и будет счастье я тоже так не утверждаю, это всего одна из целого ряда причин порождающих хаос :)

 

Если колено пружинит, оно будет делать это при любом угле, по большому счету. Другой вопрос, некая чистота тембра, т.е. насколько ровны и выражены в нем гармонические обертона - если оно зависит от высоты звука, то изменение угла загиба будет приводить и к изменению и этой, общей чистоты.

 

Моя практическая точка зрения - угол нужно подбирать под свой удар и звуковые предпочтения в зависимости от всех параметров язычка. Отогнутый наружу язычок обычно весьма неудобен при двухстороннем бое.

На всякий случай уточню, что придав колену "правильный угол"  варган надо настроит до правильного тона. Теоретически если исполнитель с руками, и может выполнить сам все описанные в заметке пункты по выравниванию геометрии, то можно и сомостоятельно подогнать этот угол под свои особенности, но если колено  направлено чуть внутрь, этого обычно вполне хватает.

 

post-150-0-62673700-1387611743.png

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

post-952-0-06970000-1387652897_thumb.jpg

Хомус И.И.Неустроева, ~2.5° внутрь прямого угла.

  • Upvote 1
  • Downvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×