Перейти к содержимому
Форум Обертон Про
carrey

Варганные патенты Бурцевых

Recommended Posts

Предпоследний в записи @ 7:25 -- который на фото, тоже предпоследний? И четвёртый @ 2:25 -- который на фото? Чем они от прочих отличаются? Уширенный клин язычка в корне? Трещат меньше прочих, что есть хорошо.

 

Вместо перемычек можно попробовать проковать кольцо рамы.

 

Насчёт тройного крепления:

post-952-0-04063000-1375553477_thumb.jpg

Поз. №№ 17-21: "Пунктирными линиями я обозначил пучности стоячих поперечных волн и как они перемещаются в зависимости от типа крепления." © Н.Н.Бурцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

post-952-0-10183200-1383920633.png

Николай Петрович Бурцев

 

post-952-0-27956600-1383920679_thumb.jpg

Нотированные хомусы изготовил Бурцев Николай Петрович в 70-х годах. Они хранятся в краеведческом музее г. Якутска

 

post-952-0-63930400-1383920642_thumb.jpg

Николай Николаевич Бурцев

 

post-952-0-78400000-1383920619_thumb.jpg

Комплект хомусов "Воспоминания о будущем" 2012г. Подарен Музею и Центру хомуса народов мира.

 

post-952-0-45648700-1383920686_thumb.jpg

Хомус с подвеской. Подарен поэтессе Харлампьевой Н.И.

 

post-952-0-32393200-1383920653_thumb.jpg

Хомус "Старовер". Дата рождения 4 марта 2013 года

 

post-952-0-10761700-1383920657_thumb.jpgpost-952-0-74577200-1383920663_thumb.jpg

 

post-952-0-13478800-1383920625_thumb.jpg

Нож саха - 2012 г., Подарен Макарову К.С. - Үөкүйэ

 

post-952-0-81221200-1383920629_thumb.jpg

Оберег шамана 2012 г. Подарен Оконешникову В.И. - "Квантовому мыслителю"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ ОТ ПОДЛИННОГО ХОМУСА БУРЦЕВЫХ?
В 70-80-х годах стало очень много подделок под "Бурцевский хомус". Много таких "сувенирных" хомусов выпустила фабрика "Сардана".
Одна из таких подделок приведена на фото:
post-952-0-63980200-1383921160.jpg

Как определить настоящий фирменный хомус?
1. Он обязательно имеет фамильное клеймо - буква "Б" в ромбике:
post-952-0-12727500-1383921160.jpg

2. Крепление язычка к основанию сточено заподлицо и не видно никакого зазора.
 
3. Качество обработки заметно отличается от всех других хомусов своими пропорциями и почерком исполнения, форма чорона должна быть правильной:

post-952-0-47562000-1383921159.jpg

 

Эта форма самая классическая форма хомусов Бурцева Н.П.:

post-952-0-87115400-1383921157_thumb.jpg

 

Подделка в каталоге "Якутский хомус":

post-952-0-48309000-1383921555_thumb.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первая (1977 г.) и последняя (2011 г.) статьи, которые освещают взгляды Н.Н.Бурцева по теории хомуса:

post-952-0-16602900-1383921797_thumb.jpg

Statya_Bnn_Rol_I_Mesto_Khomusa_V_Teorii_Muzyki.doc

 

post-952-0-65970200-1383921726_thumb.jpg

post-952-0-39049100-1383921742_thumb.jpg

post-952-0-55276200-1383921759_thumb.jpg

post-952-0-59076100-1383921772_thumb.jpg

post-952-0-92861800-1383921775_thumb.jpg

 

Otchet_Po_3_Mezhdunarodnomu_Kongressu_Khomusa_22.doc

Grafiki_Rezultatov_Konkursa_Khomusov_23_06_2011.doc

post-952-0-95712400-1383921723_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Плакаты, которыми пользовался Н.Н.Бурцев при докладе по теории акустики хомуса на 1 Всесоюзной конференции "Варган (хомус) и его музыка" в 1988 году в г.Якутске. В них показан опыт изучения хомуса Бурцевыми и его развитие. Будет полезен тем, кто интересуется всерьёз хомусными делами.

 

1. Продольные и поперечные колебания, возбуждаемые на хомусе и их спектр:

post-952-0-72433300-1383922184_thumb.jpg

Обертоны обязательно должны быть кратны основной частоте. Считается, что резонируют и возбуждаются только обертоны. А измерения же показывают, что возбуждаются и унтертоны. В данном случае 55 гц, 27,5 гц... Но они по интенсивности очень малы и практически не слышны. Тем более, чувствительность уха человека к ним совсем низкое. У язычка частотная характеристика очень неравномерна. Спектрограф в нормальном режиме показывает практически всего лишь одну линию - основную частоту язычка. Также частотная характеристика уха тоже неравномерна и ограничена пределами от 7 гц до 22 кгц. Наконец, меняя частотную характеристику полости рта формируем из них музыку. Вот почему для исполнения сложных вещей нужен ансамбль из нескольких хомусов с разными, как говорят, тональностями. Все они должны быть настроены в унисон. К сожалению, исполнители этого не знают и как попадя играют вместе. Реально удается консонанс из двух или редко трёх хомусов. Совсем никуда не годится ансамбль с большим количеством исполнителей.

 

2. Введение в гармонический анализ и его применение в теории хомуса:

post-952-0-69024500-1383922191_thumb.jpg

На язычке и основании хомуса возбуждаются многочисленные независимые друг от друга (вспомним интерференцию) стоячие продольные и поперечные волны, которые инициируют каждый свои обертоны. И таким образом, обертонов ещё больше и громче, чем их первоисточники. Они то и составляют собственно музыку.

 

4. Первоначальная таблица Термена (Термен Л. Физика и музыкальное искусство. М., 1966, с.43.):

post-952-0-86496700-1383922201_thumb.jpg

Исправленная и уточнённая таблица: http://s017.radikal.ru/i402/1306/77/18b6f96eda83.jpg

 

5. Частотный спектр звучания хомуса с основным тоном 110 Гц ("ЛЯ" большой октавы) при разных положениях языка исполнителя (выделены разными цветами): пурпурный - только колебание язычка без резонатора (рта); фиолетовый - при полном объеме рта с открытой трахеей; синий - среднее положение языка (средний объем полости рта); оранжевый - при малом объеме рта). Измерения проведены на анализаторе спектра ЯЧС-76 с измерительным блоком С4-73.

post-952-0-64648300-1383922207_thumb.jpgpost-952-0-20745800-1383922213_thumb.jpg

Видно, что хвост спектра простирается на очень высокие частоты. Нас интересуют только слышимая часть обертонов. А на практике, нужны только основные обертоны, а более высокого порядка - это просто окраска. Те, кто хорошо поют -- играют на хомусе тоже хорошо, потому что они сами - часть инструмента.

 

6. Доминирующие обертоны при разных положениях языка играющего. Видно, что в зависимости от объёма рта существенно меняется спектр звучания. Чем больше различается, тем больше певучесть хомуса.

post-952-0-78543900-1383922219_thumb.jpg

 

7. Разновидности полочки для зубов: 1- канавка; 2 - мягкий метал; 3 - эластичная накладка; 4 - приспособления для исполнителя без зубов. Электронный хомус. Все эти конструкции защищены авт. свидетельствами и патентами.

post-952-0-24646000-1383922226_thumb.jpg

п.4 -  инструмент, на котором можно играть и совсем без зубов. Только в этом случае основание должно иметь достаточную массу. Дополнительное положительное свойство -- приспособление для игры одной рукой. Но тогда в заявке об этом не догадался написать. Тогда у импровизаторов таких капризов, по моему, не было. Эта конструкцию счёл необходимым, потому что дети рано начинают играть, потом у них выпадают молочные зубы и когда вырастают нормальные, они уже забывают навыки. Многие после этого бросают играть - появляются другие интересы.

Зубам по любому некомфортно со сталью. Поэтому всё это придумано было. Народ сейчас гонит серию и пользователь не очень привередлив, поэтому эти наработки не очень популярны в виду трудоёмкости. Чтобы исполнителю комфортно было, рабочая часть должна быть как можно ближе к пучности.

Гашение колебаний зубами - это издевательство, вредное для здоровья. Во время такой экзекуции в глазах двоится и они готовы выскочить из орбит, а после - голова болит. А ты попробуй навесить на губки массивные довески. Тогда можно играть совершенно не прижимая инструмент, а касаясь только губами. Хомус будет звучать так же нормально, как будто прижали к зубам. Вовсе не обязательно создавать жесткую систему.

 

8. Способы регулировки рабочего зазора хомуса. Способы, позволяющие уменьшить рабочий зазор и улучшить балансировку хомуса. Профили язычка, позволяющие повысить поперечную устойчивость язычка.

post-952-0-57395300-1383922233_thumb.jpg

Пунктирными линиями я обозначил пучности стоячих поперечных волн и как они перемещаются в зависимости от типа крепления. Сечения язычков 10 и 11 применяются с незапамятных времён. 12-ый двутавровый мы делали - результаты хорошие, но уж очень трудоёмкие, поэтому не прижились. Сейчас я делаю и строго прямоугольные, результаты тоже очень хорошие. Более того, мы делали рёбра плоскими, чтобы повысить эффект поршня. Результаты тоже неплохие. Только всё равно рёбра надо делать очень аккуратными. Если закруглишь - сразу ухудшаются музыкальные свойства.

 

9. Двуязычный хомус и его акустика. Конструкция многоребрового хомуса и его акустика.

post-952-0-85065400-1383922240_thumb.jpg

 

10. Реальный спектр звучания хомуса.

post-952-0-46711100-1383922164_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Патент на двуязычный хомус. Воссоздан в 60-х годах по устным преданиям.

post-952-0-60161900-1383924410_thumb.jpgpost-952-0-79150300-1383924427_thumb.jpgpost-952-0-12919900-1383924436_thumb.jpgpost-952-0-54092600-1383924448_thumb.jpgpost-952-0-31958200-1383924498_thumb.jpgpost-952-0-06368800-1383924401_thumb.jpg

post-952-0-51442000-1383924850.jpg

Ласточкин хвост, жёсткая посадка. наклёп. Хоть как его делай, музыкальные свойства получаются хужее, чем обычные. Это конструктивная особенность: рот надо пошире открывать и две щели шунтируют друг друга. Это так, для экзотики. Лучше всё равно дуэт. Поэтому штук десяток разных конструкций выпустили в конце 70-х и мы их больше не делали. Возни очень много.

Делал и такие, у которых один язычок был распилен до основания на два. У него механизм звучания несколько отличается от патентованного, поскольку средней перегородки нет. Его роль играют сами язычки в момент, когда попадают в фазу.

Когда язычки в какой-то момент одновременно находятся точно на линии ребёр губок (в фазу или антифазу). В этот момент наблюдается скачок давления внутри рта, который порождает множество обертонов.

У каждого язычка свой основной тон. Они интерферируя создают эффект вибрато. Это замирания, которые нарисованы на патенте. Третий язык ухудшает гармонический строй. Это перебор.

 

+

 

Я не ратую за закалку загиба язычка, поскольку это приведёт к повышению вероятности отлома его кончика. Многие имеют привычку настраивать инструмент (настраивают не на ноты, не к другим инструментам, а на себя! Настраивается частота основного тона. Обертоны от него зависят - они кратные ему.) загибая и отгибая язычок как раз на этом месте. Поэтому лучше его оставлять незакалённым после технологического отпуска. Просто я указал на то, что ножку нельзя делать слишком массивным, чтобы на ней не возникли паразитные торсионные колебания.

 

Ширина язычка - что диаметр поршня в ДВС. Если мощность не нужна можно делать и потоньше. Алтайские - такие. Мощность зависит от скорости прохождения зазора между щёчками и узости этого зазора - способности сделать резкий импульс давления внутри полости рта. Всё равно, что компрессия у ДВС.

 

Низкочастотный хомус имеет больше возможностей, поскольку он богаче обертонами. Они плотнее друг другу стоят на спектре и заходят в диапазоны, куда не может залезть высокочастотный инструмент. Но низкочастотный мало подходит для женщин и детей. Чисто по антропологическим данным, женщины и дети не могут резонировать низкие обертоны. Поэтому хорошие импровизаторы - обычно мужчины. Женщины и дети выходят из положения манерой игры.

 

Можно заметить в спетрограммах, что резонируют и унтертоны! Это обертоны, но по частотам ниже, чем сам основной тон! Это я обнаружил экспериментально!

 

Курс общей физики. Раздел колебания и волны. Формула энергии колебания. Видно, что чем выше частота, тем больше энергия колебания. А чем ниже частота - тем энергия его падает. Это и здесь тоже работает. К сожалению, проигрываем в энергетике. Приходится находить оптимум.

 

Сейчас колечки язычка я делаю специальные - широкие, но очень тонкие. Они очень удобные.

Кончик язычка - это самая знаачимая часть его, влияющая на всю хомусную музыку. Вот "птички" моих последних хомусов. Они имеют тщательно обработанные отполированные овальные поверхности. Первый - хомус с мягким язычком, не требующим сильного удара. Поэтому колечко очень тонкое и легкое. А второй - мощный хомус. Для такого хомуса для комфортности необходима боольшая поверхность, чтобы удельная нагрузка на кожу пальца не превышала допустимую. С другой стороны колечко очень тонка, чтобы не утяжелить кончик язычка и не вызвать паразитные торсионные колебания, ухудшающие музыкальные свойства хомуса. ЭТО ВАЖНО.

post-952-0-90185300-1383925033_thumb.jpg

 

Свой первый электронный хомус сделал в 1967-ом году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Патент на многоточечное крепление. Хотя считают Бурцевским только хомусы с радиальным креплением язычка, в самом деле это изобретение перекрывает все конструкции, имеющие крепление у щёк (см. формулу изобретения). Рисунок на патенте - это всего лишь один пример из них. Таким образом, все хомусы, имеющие крепление у щёк, независимо от его форм и вида, должны считаться Бурцевскими. В настоящее время такая конструкция с освоением его технологии изготовления всё более широким кругом мастеров, становится все более популярной, поскольку решает проблему жесткости щёк, позволяя уменьшать рабочий зазор, улучшает балансировку инструмента и даёт возможность индивидуализировать его различными украшениями.

post-952-0-04907700-1383926025_thumb.jpgpost-952-0-77541300-1383926044_thumb.jpgpost-952-0-79362600-1383926052_thumb.jpgpost-952-0-91312200-1383926061_thumb.jpg

 

post-952-0-24583400-1383925996_thumb.jpg

 

Идея заключается в том чтобы на рабочей части щёк амплитуда колебания меньше всего было, а на месте, где держишь - был узел стоячих волн на корпусе. А на язычке - чтобы узел был как раз на уровне парного крепления у щёк и крепления у конца основания. А пучность - на рабочей части и середине колечка. В этом случае сохраняется максимум колебательной энергии при минимальных колебаниях основания у рабочей части и где держишь. Достигается большая комфортность при мощном звучании. Там рулят стоячие волны. Пучности, узлы. На конструкциях простых хомусов не получается полноценная колеблющаяся система, потому добротность его сильно падает. Всё делается экспериментально, по наитию. В целом механика понятна. Измерять пучности и узлы очень просто - подносишь палец вибрирующему инструменту! Палец должен быть очень чувствительным!

В 60-х, когда микрофон была редкость и качество усиления не удовлетворяла, такая конструкция была специально разработана для увеличения громкости звучания. Она с первых дней создания произвела большой эффект на публику и стала извесной по всей республике. Однако со временем появилось хорошее усиление и громкость начала отходить на вторые места. Сложность его изготовления не позволяло широкому распространению. Со смертью отца такая конструкция стала как-то забываться. У меня в городе тогда условий для их изготовления хомусов не было и я отвлёкся на другие дела, ограничившись лишь проведением конкурсов и семинаров и курсов. Но со временем, в последнее время, в связи дальнейшим развитием музыкальных свойств хомуса, ряд вышеуказанных преимуществ опять заставили вернуться мастеров такой конструкции. Теперь многие мастера изготавливают именно такие конструкции (Колодезников, Ф. Комиссаров и др. в том числе мои тоже). Я всякие делал. Потом только остановились на последнем, который нарисован на патенте. У него лучше балансировка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот хомус с вырезанным орнаментом "Далбар Хотун". Это украшение тоже является генератором звуков, поскольку находится как раз на месте пучности стоячих волн. Исполнители с хорошим слухом слышат его "звон".
post-952-0-60908400-1383927112_thumb.jpg
Для хомуса излишние украшения вредны. Они должны быть в строгом соответствии с функциональными свойствами инструмента.
 
 
Патент на хомус с канавками для зубов.
post-952-0-45655400-1383927122_thumb.jpgpost-952-0-84187900-1383927137_thumb.jpgpost-952-0-38293200-1383927146_thumb.jpgpost-952-0-95516500-1383927156_thumb.jpgpost-952-0-36285100-1383927163_thumb.jpg
Таких хомусов было сделано достаточно много и они до сих пор находятся у населения в пользовании. У многих перекус или недокус. Но многим нравится. Считается, что регулировать зазор зажимая зубами удобно. Просто надо привыкнуть. Опять-таки уменьшается необходимое давление на зуб и связанное с этим ослабление напряжённости мышц рук. Александр Дубровский из Хабаровска в своих варганах пользуется этой системой, немного измененной - бороздки немного глубже. Пробовал играть - очень даже удобно.

 

Патент на хомус с накладками для зубов. Их мною было сделано мало. В виду сложности изготовления широкого распространения не получили. В современных условиях, когда появились технологические возможности и стали выше требования санитарии возможно широкое применение на практике. С накладками становится намного приятнее играть на инструменте и нет боязни повредить себе эмаль зубов.
post-952-0-99195200-1383927169_thumb.jpgpost-952-0-11341300-1383927186_thumb.jpgpost-952-0-34313500-1383927195_thumb.jpgpost-952-0-05489300-1383927201_thumb.jpg
 
Спиридон Спиридонович рассказывает, что раньше в Якутии запрещали широкое хождение хомуса в связи с туберкулёзом:


Вопросы санитарии - очень серъёзная тема для данного инструмента. Это практически делает хомус сугубо личным инструментом. Раньше мы корпусы наборов хомусов снабжали нишами для флакончиков и салфеточек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по секрету: у меня есть один настоящий хомус НП Бурцева. Замечательный инструмент! Ну абсолютно ничего общего не имеет с  нынешними "настоящими якутскими" хомусами! Звук - вообще другой! Скорее похож на индийские морчанги/морсинги...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Секрет. Могу скинуть запись (в моем исполнении).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Записи будешь скидывать, когда научишься их делать.

 

Секрет так секрет. А то много их потырено из комплектов, хорошо бы если не собрать обратно, так хоть по ушам надавать тем кто раздербанил.

  • Downvote 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Записи будешь скидывать, когда научишься их делать.

 

Секрет так секрет. А то много их потырено из комплектов, хорошо бы если не собрать обратно, так хоть по ушам надавать тем кто раздербанил.

 

А давай-ка с этого момента подробней.

Раскрою секрет — хомус Бурцева пришел к Жене через мои руки. У тебя есть ко мне какие-то вопросы на темы «потырено из комплектов» или «по ушам надавать»?

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие к тебе вопросы-то? Если всё легально, чё тут спрашивать. Концы в воду давно уже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие к тебе вопросы-то? Если всё легально, чё тут спрашивать. Концы в воду давно уже.

 

Почему же концы в воду уже давно? Вот, пожалуйста: до меня этот инструмент принадлежал Валерию Брунцеву, еще с конца семидесятых. К нему есть какие-то вопросы на темы «потырено из комплектов» или «по ушам надавать»?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это надо спрашивать Г. П. Боровкова из Суздаля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спросить что-либо у Г.П. Боровкова у нас возможности нет. Но источникам коллекции Брунцева я всецело доверяю, а раз уж инструмент был передан Валерием Александровичем мне — я готов нести всю ответственность за его происхождение, чтобы не было необходимости переводить стрелки в неизвестном направлении. Поэтому если есть вопросы про «потырено из комплектов» или «по ушам надавать» — это ко мне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, интересно, кто же такой Боровков, как он оказался в ЯАССР и как дорвался до бурцевского изделия, широко не продававшегося... Мобыть геолог какой известный... Там на кольце рамы ничего не начиркано? На днях всплыл вот такой бурцевский, примерно то же время. По кольцу надпись "Народному писателю Д.К.Сивцеву / От совхоза Лена"

post-952-0-93487700-1383942519_thumb.jpgpost-952-0-43009600-1383942517_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Люди «со стороны» обычно дорывались до бурцевских изделий того периода точно также, как и до других редких хомусов тех времен (как работы Егора Гоголева или Семена Гоголева) — их получали в подарок и как знак уважения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А ещё тырили из комплектов (если у этого не было индивидуального футляра) в домах культуры и клубах. Ладно, проехали.

  • Downvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отдельные и особо предприимчивые индивидуумы — не повод для обобщающих обвинений в адрес других владельцев инструментов. Вместо «ладно, проехали» в таких случаях принято использовать «извините».

 

(Интересно, может лет этак через n-цать кто-нибудь так и про нынешние инструменты, продающиеся хотя бы тут в www.oberton.pro, станет говорить — мол потырили, надо вернуть, по ушам надавать... Джоан Роулинг оценила бы такую логику!)

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Закавычивание фразы "настоящие якутские" применительно к хомусам даёт полное моральное право и не на такие обобщения, вплоть до физического воздействия.

Джоан Роулинг -- это кто? Варгановед? Мастер-изготовитель варганов? Исполнительница? В любом случае, меня, как якутского националиста, её оценка твоей логики не беспокоит. 8)

 

По теме есть чего? Ну, там, австрийские патенты, статьи по конструкции и акустике маультроммелей и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо, возвращаемся на шаг назад. Вынужден еще раз уточнить: у тебя есть моральное право использовать по отношению ко мне утверждения вроде «потырено из комплектов» или «по ушам надавать»? 

 

А по теме, которая тебе интересна — патенты и прочее — у меня, как я уже говорил, для тебя ничего нет. На многие из твоих прошлых вопросов google.com дает ответ первой же строчкой, если правильно вбить запрос. Я же не нанимался работать твоим секретарем, поэтому открой поисковик сам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, ко мне. Обобщения всегда касаются конкретных людей, а не мифических персонажей. А у нас тут в теме обсуждается в том числе и вполне конкретный инструмент, прошедший через конкретные руки — через мои. И в данном случае обобщение «потырено из комплектов» касается уже и непосредственно меня. И если ты считаешь, что имеешь моральное право делать такие обобщения, то ты распространяешь это право и на меня. Или я что-то упустил?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×