Перейти к содержимому
Форум варганистов

Recommended Posts

Друзья, посоветуйте прогу для определения высоты звука/ноты/основного тона. Желательно максимально простую не требующую спец. знаний, муз. образования или танцев с бубном.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет такой программы, нота варгана -- это миф.

 

Объективнее будет качественно записать несколько разных "пяу", с закрытым и открытым горлом. Открыть в Cool Edit Pro или подобном мощном аудио-редакторе и посмотреть частотную гистограмму выделенного участка с "пяу". На ней видно пики обертонов, можно точно узнать точную частоту максимальной амплитуды каждого пика (первый -- основной тон колебания всего язычка, если не прижимать раму варгана а "пяукнуть" в воздухе). Потом по таблице Бурцева можно прикинуть ближайшую "ноту".

 

Простенькие программы типа Syaku8 (Auto Tuner with fingering charts) и аппаратные "гитарные тюнеры" дают приблизительный результат ±пол-валенка.

 

PS: тут ещё подробнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Базовая нота варгана совершенно обыденное и часто используемое явление. А так как звук большинства акустических, "не обертонных", инструментов состоит из тех же обертонов, то выделение из всего тембра базовой частоты - первичная задача всех тюнеров.

 

С варганами очень хорошо справляется "AP Tuner" - причем простая и удобная. Частоту показывают немногие, одна из таких, причем довольно корявая - "Muzland Tuner".

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот это я и имел в виду говоря "не требующую спец. знаний, муз. образования или танцев с бубном", то, что ты написал, слишком сложно для меня, друг. Вникать и разбираться серьезно нет желания. Меня интересует звук изданный с нейтральным (расслабленным) положением частей ротовой полости и глотки

 

Это Кэрри адресовано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В АП тюнере, я нифига не понял, честно говоря. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У друга как-то на какой-то софтине, вроде в названии было слово "обертон", я смотрел основной тон на спектрограмме, но вот ни он ни я не можем вспомнить название софтины.

PS У меня нет музыкального образования, поэтому и ищу максимально простую прогу с максимально простой шкалой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, попробую на пальцах. Общее звучание варгана сильно зависит от артикуляции и анатомии, даже "звук изданный с нейтральным (расслабленным) положением частей ротовой полости и глотки" будет отличаться у разных игроков. Объективное значение "ноты варгана", а точнее частоту основного тона колебания всего язычка варгана можно узнать, записав и проанализировав звук варгана, удерживаемого за корень рамы, без резонатора (прикладывать у зубам нельзя). Открыв записанный звук в любом редакторе с функцией показа частотного анализа (frequency analysis), ставим курсор в начале "пяу" и смотрим на график. Первый выраженный пик (кроме пика на 50Гц, который вызван фоном аппаратуры и проистекает из розеточного переменного тока) и будет основным тоном, по его частоте в таблице можно найти ноту.

 

Вот пример с моим Байкалом. Записал несколько свободных "пяу" в воздухе, на себя и от себя, потом попяукал приложив к губам ("капель"), потом прижал к зубам и сделал "колокол". Результат:

post-952-0-78443800-1363986893_thumb.png

Видно смещение (в сторону понижения) пика от основного тона и гашение амплитуды низких обертонов при прикладывании варгана к губам и зубам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем таки сложности? Программа определяет основную мгновенно, не надо ничего записывать и думать. Запустил и смотри букву. Правда, с варганами немногие справляются, AP Tuner одна из самых надежных. Используем в профессиональных масштабах.

 

В АП тюнере, я нифига не понял, честно говоря.

Дык а чего там понимать то?

 

aptunerMain.jpg

 

Слева вверху нота с номером октавы; справа вверху или стрелочка - отклонение от нее (больше 10 центов - можно считать не настроенным). Слева на индикаторе гормкости по середине полоска - ее можно перемещать мышкой, это порог чувствительности - нужно, чтоб громкость варгана слегка его превышала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем таки сложности? Программа определяет основную мгновенно, не надо ничего записывать и думать. Запустил и смотри букву. Правда, с варганами немногие справляются, AP Tuner одна из самых надежных. Используем в профессиональных масштабах.

Как Вам сказать... Ковыряли мы с Леной программу Syaku8 (Auto Tuner with fingering charts), результат нечёткий и неочевидный, главное -- недостоверный (скажем, определяет два варгана как однонотовые, а они "не строЯт"; либо определяет не той нотой какой Вами лично определено перед продажей и помечено наклейкой). А вот гистограмма не лжёт ибо лгать не может. AP Tuner я тоже попробую, но не думаю что она, также будучи динамическим способом, сильно лучше Syaku8.

 

То, что тюнеры используются в профессиональных масштабах, ничего не меняет в достоверности и точности определения основного тона варгана. 8) Я бы, чесслово, предпочёл для начала договориться насчёт того, что считать основным тоном варгана -- первый выраженный пик амплитуды звука варгана в воздухе на свободном подвесе (и НАСКОЛЬКО свободном?), в руке за корень, в тисках за корень, в руках и прижатом к зубам, или ещё как-то? Ибо частота первого пика будет различная. Ну и насчёт привязки частоты к ноте тоже можно подискутировать, про те самые ±пол-валенка.

 

Для быстрого неточного определения ноты и подбора инструмента из кучи, несомненно, тюнеры вполне пригодны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не скажу, что прям вот так все понял и разобрался. Но наблюдения интересные, есть над чем подумать, спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спрашивай, не стесняйся, тут все свои, тут не конкурс на самую смешную варганную историю.

 

Тебе прога для чего, цель какая? Для статистики? Или выбрать "строящий" инструмент для ансамбля?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.get-tuned.com/online_instrument_tuner.php

Очень хороший тюнер, частоту показывает, но у меня почему-то в лисе не работает, Java требует хоть заобновляйся, в хроме норм всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы, чесслово, предпочёл для начала договориться насчёт того, что считать основным тоном варгана -- первый выраженный пик амплитуды звука варгана в воздухе на свободном подвесе (и НАСКОЛЬКО свободном?), в руке за корень, в тисках за корень, в руках и прижатом к зубам, или ещё как-то? Ибо частота первого пика будет различная.

Единственный вариант для практического применения - варган во рту. И главная задача тюнера - найти основную частоту независимо от громкости обертонов.

 

Ну и насчёт привязки частоты к ноте тоже можно подискутировать, про те самые ±пол-валенка.

Отклонение в центах показывает большинство тюнеров, как без этого то.

 

Для быстрого неточного определения ноты и подбора инструмента из кучи, несомненно, тюнеры вполне пригодны.

Хм, мы используем для быстрого и точного определения;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ладно, спорить не буду. Для меня частотой основного тона будет конкретное значение в герцах, замеренное свободно и в зубах, если кому понадобится -- по таблице найду ближайшую ноту. А что и как меряют тюнеры -- мне неведомо, посему им я не доверяю, равно как и маркировке варганов, проведённой посредством тюнеров. С Вашим точным определением я уже столкнулся. Вот запись четырёх разных татарчиков "на одну ноту", исполняется мною подряд, можете оценить "строй":

17 carrey (tatarchiki).mp3

"Доверяй, но проверяй!" © Рональд Рейган

 

Повторюсь, нота варгана -- это миф. В семь нот и пять полунот никак не впихнуть реальную разницу в звуке, и диссонанс будет очевиден. Два варгана, определённые и помеченные как например "СОЛЬ", вполне могут не строить вместе, потому что первый будет чуть ли не "ФА", а второй "ЛЯ", и никакие бемоли-диезы тут не спасут. Был бы более рад видеть на варганах маркировку частоты основного тона с 3 знаками после запятой, было бы больше толку. Только вот ещё надо разобраться с уплыванием этой частоты при прижатии к зубам, насколько это зависит от конкретного исполнителя, или всё-таки зависит сугубо от демпфирования колебаний рамой, т.е. зависит только от инструмента (объективно) а не от игрока (субъективно).

 

PS: нотной грамотой не владею, музыкальный слух отсутствует, ни на что не претендую, просто с уверенным видом умничаю на основе личного опыта.

 

PPS: простенький инструмент вроде, а сколько загадок... 8)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы в какой-то утопический максимализм ударились.

С Вашим точным определением я уже столкнулся. Вот запись четырёх разных татарчиков "на одну ноту", исполняется мною подряд, можете оценить "строй":

Мы помечаем ноты с точностью +/- 10 центов. Меньшая точность не имеет смысла, так как она не постоянна не только у варганов, но и у акустики вообще - всему требуется постоянная донастройка. У варганов же в этих пределах вообще никаких усилий не требуется - подогнул колено и все. И так же свободно оно отгибается само в процессе игры или транспортировки.

Повторюсь, нота варгана -- это миф.

Точно такой же, как нота любого другого инструмента. Не надо мифов про мифы ;)

Два варгана, определённые и помеченные как например "СОЛЬ", вполне могут не строить вместе, потому что первый будет чуть ли не "ФА", а второй "ЛЯ"

Такого быть не должно, хотя некоторые мастера допускают еще большие отклонения и никого это особенно не смущает. Опять же, причина в "живости" настройки, простоте и необходимости ее поддержания.

 

Той абсолютной точности, о которой вы говорите, нет нигде и ни у кого. Зато есть обязательная, постоянная подстройка на слух. Но что бы не ошибиться с диапазоном, особенно с обертонным инструментом, нужна маркировка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен по всем пунктам (кроме "нота любого другого инструмента" -- у электронных инструментов вроде синтезаторов всё чётко подчинено кварцевому задающему генератору частоты). Кому-то нужны ярлыки (вроде нот), и они ими активно пользуются. Мне как-то совершенно без разницы, я на свой слух подстраивал свои варганы, чтобы лично для себя звучал приятно. Получился Байкал почти идеально "ре" -- ну и ладно, но специально под "ре" я его не настраивал. Насчёт "быть не должно" я уже достаточно понаписал, показал и даже дал послушать. Тюнер что-то определяет, но что именно -- это вопрос личной веры тестера, а не достоверных фактов, как показывает практика. Из таблицы Бурцева следует, что допуск при маркировке типовых варганов большой октавы составляет примерно ±2...4Гц, а для "мелодичных" октавой повыше "пол-валенка" доходит аж до ±13Гц, что, согласитесь, весьма существенно влияет на слаженность, гармонию, строй. Вот и все мифы о мифах. Верить в "ноту" -- это как верить в бога, хотя в узком кругу ограниченных людей вполне можно сосуществовать и всерьёз дискутировать о предмете веры на единой базе убеждений. 8) Ну, то есть, выбирая варган по маркированной ноте, варганист должен осознавать и быть готовым к тому, что реальный звук инструмента будет находится в диапазоне ±13Гц от того, который он привык считать соответствующим этой ноте.

 

Я не против маркировки. Я просто указываю на её недостаточность и, грубо говоря, бесполезность, проистекающую из условности. Пусть Indi скажет, зачем он всё это затеял.

 

Про "абсолютную точность" не уловил, если Вы насчёт маркировки в герцах -- так это не сложнее чем тюнером, просто чуть аккуратнее надо быть в процедуре измерения, вот и всё. В лабораториях же в белых халатах работают, в перчатках. А не так что на ходу попяукали в коробочку, она показала "СОЛЬ", ну значит будет "СОЛЬ", и ниипёт. 8) Мобыть маркировать с "центами"? Тогда, возможно, притязательным клиентам было бы проще выбирать не нуждающиеся в дополнительной поднастройке инструменты. Поднастройка ведь, насколько понимаю, дело не такое уж и простое, как может показаться... Историй с отломанными язычками тут на Форуме предостаточно.

 

Мне вот интересно, почему Владимир с Аксентием не участвуют в этой теме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понятно, значит мы об одном и том же с разных сторон. Мне тоже постоянно приходится объяснять про ноты - очень часто люди вообще не понимают, что это условность - "Вот, показывает же тюнер Соль!". Но и совсем их отвергать нельзя. Это для простейшего случая - поиска варгана той же частоты для игры в унисон - цифра даже лучше, а другие музыкальные интервалы - все.

 

Использовать надо - с пониманием.

 

Насчет подстройки - нормально тут все, безопасно отогнуть колено на пару градусов можно у большинства варганов. У татарских точно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попробовал на себе один стопроцентный метод, который работает) Да, пафосно звучит, знаю) Суть: заставляем наш любимый инструмент звучать, и ГОЛОСОМ поем "ааааааа", что бы это было в унисон. То есть когда нет вибрации в звуке. И смотрим в любом тюнере, чему это соответствует. А дальше - корректируйте, или нет)

ПыСы... а, да... очень хороший тюнер (правда на андроиде) - gstrings.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пользуясь случаем, конечно, немного не в ту тему (модераторы, не обижайтесь, поправляя :)), но... у меня основной тон чуть чуть не доходит до ДО #. Ну... на слух примерно - 1\10 тона (о_О). Что сейчас лучше сделать - понизить до ДО, или как то повысить немного? Знаю, что вариант ничего не трогать - куда лучше, чем все, но все же...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что бы немного повысить, можно слегка подогнуть (рискуя сломать) колено к основанию, или сточить напайку если доромб.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что бы немного повысить, можно слегка подогнуть (рискуя сломать) колено к основанию, или сточить напайку если доромб.

доромб. прошу прощения за дилетантство, но где эта самая напайка? На кончике (там нет), на колене, или у основания (эмм... место схождения язычка и рамки)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если напайки нет, и нужно повысить тон, то: либо осторожно по чуть-чуть подгибать колено внутрь, либо алмазной пилкой для ногтей/надфилем обточить "крючок". Сзади колена можно металл снять по толщине, и по ширине тоже, кстати.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×