esorokin 48 Опубликовано: 5 сентября, 2012 Существует два абсолютно противоположных способа отношения к искусству, и к музыке, в частности. Все зависит от того, что принять за основу, событие или состояние. Европейская музыка в принципе своем событийна. Под событием я понимаю любой факт, который может быть описан языком музыковедения. Богатая событиями музыка содержит интересные смены аккордов, яркие мелодии, виртуозное исполнение, развитие формы произведения, кульминации, неожиданные остановки, смену темпов, тембров, ритмических рисунков и многое другое. Чем изобретательнее и ярче события в музыке, тем она по европейским меркам ценнее. Слушатель, включенный в процесс исполнения событийной музыки, по идее не должен ни на миг отвлекаться от нее, постоянно следя за развитием происходящего. Идеальное в событийном смысле произведение не должно отпускать слушателя ни на миг, подобно тому самому рыбаку, который вытягивает из воды рыбу, попавшуюся на крючок. Так, на обычном концерте, если играют плохо или даже хорошо, но слишком долго, если сама музыка не интересна, то слушатель начинает скучать, а то и нервничать. У него пропадает доверие к исполнителям, и воосстановить его иногда уже невозможно. К музыке событийной можно отнести в своем большинстве европейскую классику, традиционный джаз, хард-рок, соул, фанк. Грубо говоря, так называемая западная музыка — в принципе событийна. Музыка, построенная по Восточному принципу, основана на состоянии. Более того, достижение некоего состояния у исполнителя и слушателя и является конечной целью в искусстве восточной ориентации. Состояние не надо путать с настроением. Хорошее настроение достигается и в событийной западной музыке, если она нравится. Состояние не может быть хорошим или плохим. Оно или есть, или его нет. Состояние возникает лишь тогда, когда человек меняет вектор своего внимания, направляя сознание внутрь себя, оставаясь наедине со своей совестью, избавляясь от всего, что мешает услышать тихий голос истины о себе самом. В древних восточных традициях методы проникновения на более высокие планы собственного сознания довольно подробно разработаны, а сам этот процесс и называется медитацией. Поэтому музыка, способствующая отвлечению от внешних событий и переключению на свой внутренний мир, называется медитативной. Естественная восточная этническая музыка в основе своей медитативна. Она однообразна, монотонна и содержит в себе такие элементы, которые как бы гипнотически воздействуют на сознание, вводя человека в состояние медитации. Существуют и специальные виды медитативной музыки, применяемые в храмах, монастырях и ашрамах, но все это было веками скрыто от европейцев и стало достоянием мировой культуры лишь в нашем столетии. Увлечение медитативной музыкой на Западе пришло вместе с распространением древних духовных знаний, особенно в среде молодежи, во второй половине 20-го века. Йога, даосизм, суфизм, веданта, дзен-буддизм, кришнаитсво - вот неполный перечень форм духовного знания, заинтересовавших некоторую часть западного общества в США, в Европе, да и в Советском Союзе, начиная с 60-х годов. Особенно яркой была вспышка такого интереса в среде хиппи в период расцвета рок-культуры. Многие известные музыканты прошли через тот этап освоения музыки и идеологии Востока. Для некоторых увлечение было временным, как это произошло с некоторыми членами группы "Beatles", другие становились убежденными последователями того или иного учения на продолжительное время, если не навсегда. После поездки «Beatles» в Индию Джодж Харрисон довольно долго открыто исповедывал идеи индуизма. Джон Маклафлин, познакомившись с индийским Учителем Шри Чинмоем, жившим в США, принял имя Махавишну и некоторое время выступал с индусами в созданной им группе «Shakti». Американский музыкант Колин Уолкот из группы «Oregon» после гасторолей в США индийского ситариста Рави Шанкара самостоятельно овладел игрой на ситаре и табла, привнеся особый колорит в звучание группы. Среди джазовых музыкантов саксофонист Сонни Роллинз не скрывал своей принадлежности к дзен-буддизму. Идеологию дзен стал с некоторых пор исповедывать создатель группы «Weather Report» Джо Завинул; не скрывал своей принадлежности к йоге выдающийся скрипач Иегуди Менухин. И таких примеров можно привести множество. Характерно, что приобщение к восточным духовным учениям, как правило, не входило в противоречие с прежним вероисповедованием, скажем, с христианством, ортодоксальным или протестантским. Просто рамки духовного знания расширялись, возникала гораздо большая веротерпимость. В результате появилось большое число людей, исповедывающих так называемое эзотерическое христианство. (А.С.Козлов "Козел на саксе" (с) ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 5 сентября, 2012 World Music Летом 1987 года в одном из лондонских пабов собралась группа представителей независимых компаний звукозаписи, концертных агентов и сотрудников радиостанций, всего человек двадцать пять. Они обсудили детали кампании по внедрению на британский музыкальный рынок записей из Африки, Азии и Латинской Америки. Владельцы музыкальных магазинов отказывались торговать этими записями часто просто потому, что не знали, как назвать соответствующую полку – Ethnic, Folk, International или как-то еще? После жаркого обмена мнениями было решено остановиться на термине World Music («музыка мира»), он был значительно короче, чем Popular & Roots Music From Outside The Anglo-American Mainstream («популярная и исконная музыка, не относящаяся к англо-американскому мэйнстриму»). При этом имелась в виду не классическая, не художественная, не религиозная музыка, а та, которую слушают по радио и под которую танцуют обычные люди, – местный самодельный поп. В начале 90-х эта самая World Music вошла в большую моду. Она была разрекламирована как встреча двух культур – западной, то есть высокотехнологической, и незападной, то есть экзотической, представленной В основном странами третьего мира. Впрочем, и в США, и в Великобритании, и в Германии, и во Франции нашлись музыканты, чудом уцелевшие в водоворотах поп-музыкального потопа последних десятилетий. Широкой общественности была предъявлена целая армия непонятно откуда взявшихся певцов и инструменталистов, по-разному одетых, но одинаково широко улыбающихся. Для участия в этом цирке были отобраны якобы самые лучшие музыканты третьего мира. Разумеется, речь шла вовсе не об изучении далеких музыкальных традиций и культур, которые оказались чересчур многообразными и малопонятными для цивилизованной аудитории, избалованной хорошо спродюсированной жвачкой для ушей. Усилиями звукозаписывающих корпораций был искусственно выведен этно-поп – вполне западный, резво бухающий синтезаторный музон, в который были вмонтированы якобы незападные певцы и певицы. Впрочем, часто оказывалось, что они – как, скажем, живущий во Франции алжирец Халед (Khaled) или израильская певица Офра Хаза (Ofra Haza) – вовсе не так уж чужды цивилизации и ритм-машине. Этно-поп повторяет модель, по которой в 70-х функционировал регги: музыка записывается в западных студиях под присмотром западных продюсеров в соответствии с западными вкусами для западной же аудитории. Интересно, что даже несинтезаторно звучавший пакистанский певец Нусрат Фатех Али Хан (Nusrat Fateh Ali Khan) – казалось бы, совершенно аутентичный и неподкупный представитель традиционного Востока – на самом деле существенно подкорректировал суфийскую музыку каввали (qawwali). В юности Нусрат был большим поклонником Джими Хендрикса и западного рока, пел он и индо-пакистанское диско и соответствующим образом изменил ритмическую структуру своей собственной музыки, которая стала базироваться на бите, то есть на равномерном пульсировании барабанов, совершенно нетипичном для индийской и пакистанской традиции. Эта операция во многом способствовала успеху певца на Западе. Питер Гэбриел, создавший под крылом гиганта Virgin собственный лейбл Real World, немало помог слиянию культур под эгидой синтипопа. Транс вообще говоря, не музыкальный термин. Транс – это психическое состояние, при котором человек воспринимает лишь малую долю того, что творится вокруг или внутри него. Бегун, который концентрирует свое внимание на равномерном дыхании и на том, чтобы ни в коем случае не остановиться и не задохнуться, находится в состоянии транса. Болельщик, который смотрит футбол по телевизору, тоже находится в трансе: весь остальной мир для него исчезает, зато происходящее на поле он воспринимает исключительно сильно. Когда, читая интересную книгу, вы забываете обо всем – вы в трансе. Когда вы очень интенсивно переживаете радость или горе – это тоже транс. Транс – это вовсе не сон: находящийся в трансе сохраняет сознание и чувства, только вся сила его души устремлена на какой-то маленький фрагмент окружающего мира, который воспринимается словно через огромное увеличительное стекло. Собственно говоря, человек почти постоянно находится в состоянии транса. И очень часто проблема состоит вовсе не в том, как впасть в транс, а в том, как выйти из него, то есть встряхнуться, расширить угол зрения и переключить свое сознание на какой-нибудь новый предмет. Но и сильно углубиться в транс – тоже непростая задача. Кстати, зачем в него вообще погружаться? Грубо говоря, чтобы слабый прожектор сознания сконцентрировался в мощный лазерный луч, который бы позволил увидеть очень далекие и неожиданные вещи, в обычном состоянии незаметные. Описывая подобного рода эффект, часто используют сильно затасканные термины «самопогружение» и «расширение сознания». Все это сфера мифов и анекдотов. Состояние глубокого транса является сердцевиной религиозных ритуалов во многих культурах. Чтобы впасть в транс, нужно прежде всего это хотеть и уметь делать. Кроме того, повторяющиеся телодвижения, монотонная ритмичная музыка и, конечно же, разнообразные наркотические средства сильно способствуют возникновению этого состояния. Музыка, помогающая вхождению в глубокий транс, известна во всех уголках земного шара, особенно в тех, которые более или менее хорошо защищены от прямого воздействия западной цивилизации. Западная поп-музыка трансу, вообще говоря, не способствует: она чересчур напористая и недостаточно монотонная. Кроме того, стандартная поп-песня заканчивается через три с половиной минуты. Это, конечно, издевательство. Оснований называть какой-то определенный стиль музыки словом «транс» нет: существует множество непохожих друг на друга явлений, вполне заслуживающих этого названия. Любителям суровой экзотики можно порекомендовать марроканский гнаву (gnawa) и корейскую синави (sinawi и sanjo); музыка сибирских и монгольских шаманов и буддистских монахов – тибетских, китайских и японских – тоже заслуживает самого пристального внимания. © Андрей Горохов "Музпросвет 2" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 5 сентября, 2012 Очень интересные материалы, большое спасибо. Только для меня, например PINK FLOYD не настроение, а состояние, 1046 Маркова - так же состояние, а вот Турбодзен - настроение. Думаю я не один. Так что обобщения в музыке, впрочем как и в остальном - дело неблагодарное и необьективное. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 6 сентября, 2012 спасибо, это весьма интересно, но несколько из другой "оперы". Тема проникновения на музыкальный рынок этнических и псевдоэтнических исполнителей будет наверное интересна как пособие по музыкальному маркетингу. Я же хотел пригласить вас посмотреть на варганную музыку с точки зрения "западного" и "восточного" исполнения и восприятия. Интересно же ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Тов-щ Сорокин, ну очевидно ж, что у Козла взгляд на Восток очень узкий и только через призму рока. Я бы всерьёз не воспринимал. А вот у Горохова вполне внятно расписано именно про этот мистический транс, с которым у обывателя ассоциируется т.н. "восточная музыка" ("медитативность" по терминологии Козлова). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 6 сентября, 2012 у Горохова взгляд на медитативность не менее узкий - только сужен он в другую сторону: в сторону "купи-продай". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Он скорее разоблачает "купи-продай", чем продвигает (в отличие от Козлова). "Транс – это вовсе не сон: находящийся в трансе сохраняет сознание и чувства, только вся сила его души устремлена на какой-то маленький фрагмент окружающего мира, который воспринимается словно через огромное увеличительное стекло." -- узкий взгляд? "повторяющиеся телодвижения, монотонная ритмичная музыка" + "не способствует: чересчур напористая и недостаточно монотонная" = прямые рекомендации, в том числе и нам. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Козлов - профессиональный музыкант, многое постигший сам и через многое прошедший сам. Его опыт и знания - его личное приобретение. А кто такой Горохов, позвольте спросить? Музыковед, художник, писатель, журналист ... Короче говоря - никто конкретно. Может с легкостью и равной компетентностью рассуждать и о музыке и о финансовых сложностях современной Греции, а также о собачьих глистах... Насчет "прямых рекомендаций нам" - это личное дело каждого. Некоторые, особо сильно зомбированные граждане, и в рекламных объявлениях на заборе видят прямое указание к действию ... Впрочем, мы ушли совсем далеко в сторону и начали выяснять совсем не то, на что я хотел повернуть дискуссию ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Для меня лично Горохов является наиболее авторитетным русскоязычным музыковедом почти во всём спектре мировой музыки второй половины 20-го века, он жизнь положил на музыковедение и вовремя отрешился от этого занятия. А Козлов для меня -- пока никто, ничего нового лично для себя я в его текстах не открыл, всё уже читано и слышано много-много раз, преимущественно в заокеанских источниках. Мнение человека ВНУТРИ системы о системе я, конечно, уважаю, но обычно отдаю предпочтение беспристрастному взгляду со стороны. Козлов где-то честно признавался, что играет второсортную х**ню и ему стыдно брать деньги за своё занятие? Сколько людей -- столько и мнений. А уж количество мнений о мнениях равно факториалу первого количества. Насчёт "прямых рекомендаций" -- жаль, что Вы восприняли это дословно и с пристрастием. А совет-то весьма неплохой. На что Вы хотели повернуть дискуссию? Пишите прямо и открыто, остальным будет легче. "Посмотреть на варганную музыку с точки зрения "западного" и "восточного" исполнения и восприятия"? Давайте тогда определимся с вводными: 1. На какую именно варганную музыку смотреть? Какие произведения каких исполнителей? Всё что играется с применением варгана или только используя варган(ы) без аккомпанимента? 2. "Западное" исполнение и восприятие - это что такое? Внетрансовое, не вгоняющее в транс? 3. "Восточное" исполнение и восприятие - это что такое? Трансовое, вгоняющее в транс? Если Вы думаете примерно так, как я сформулировал, тогда, по Горохову: Если играть на варгане повторяющимися телодвижениями достаточно монотонную но не напористую ритмичную музыку, то она будет являтся и восприниматься как "восточная". В любом случае, делить на Запад и Восток -- крайне ограниченный и неверный подход, даже в рамках, заданных самим Козловым. "Ценность событийности Европейской музыки" -- вопрос к "оценщикам", почему они, например, посчитали небогатую на события хоральную музыку монастырей менее ценной нежели барочную попсу. А "Восточный принцип по которому строится музыка основанная на состояниях" ни малейшим образом не делает, например, партитуру яванского легонга, не основанной на состояниях, внезапно "европейской". Короче, либо я утонул в глубинах козловской мысли, либо (что более вероятно) он пишет компилятивный мусор для непритязательной публики. Полагаю, фраза "известный саксофонист" должна каким-то загадочным образом ограждать автора от сомнений читателей в его компетентности. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Для меня лично Горохов является наиболее авторитетным русскоязычным музыковедом почти во всём спектре мировой музыки второй половины 20-го века, он жизнь положил на музыковедение и вовремя отрешился от этого занятия. Да, меня тоже покоробило пренебрежительное высказывание о Горохове. Хотя "Музпросвет" меня неприятно поразил тем, что в нем он фактически умудрился вообще проигнорировать рок-музыку. А вот "Дыра, прикрытая глянцем" - вещь, особенно для своего времени. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Ну, во второй версии "Музпросвета" довольно-таки много о роке и серьёзных его ответвлениях (психоделика, неофолк и т.д. -- очень подробно). Возможно, Вы первое издание читали? Рок, собственно, довольно-таки примитивное явление мировой музыкальной культуры, чрезмерно раздутое менеджерами от музыки; поэтому там и расписывать особенно нечего. "О собачьих глистах" -- вполне подходящая формулировка. Упреждая Ваш вопрос -- я лично безмерно уважаю и обожаю такой рок как КИНО, но, по-моему, это скорее осовремененная бардовская песня (Высоцкий) нежели именно рок. Пинк Флойд (медленные вещи) тоже уважаю -- но и он не рок, а скорее эмбиент либо нью-эйдж. И т.п. В силу врождённого скудоумия и зашоренности сознания не способен "найти" что-либо в "традиционном роке" (Вудсток, Лед Зепеллин, Битлз и т.п.) -- гитарные запилы гораздо более мелодичны, интересны, приятны, гармоничны и интеллектуально наполнены в металле (особенно в блэкметалле), вокал в роке, наверное, наиболее изуродован (даже в электронном индастриале поют более гармонично и ровно), тексты и общую композицию даже не комментирую. Хотя, и такое имеет право на существование для аудитории которая действительно пришла к такому продукту, усваивает его и не желает ничего иного. Печально однако что именно рок, в наиболее тухлой своей ипостаси, настолько широко распиарен и пропихнут по миру (за счёт уникальных местных музыкальных культур, не только традиционных но и популярных), о чём и пишет Горохов. Собственно, и Козлов не забыл в очередной раз попиарить грандов: казалось бы, пишешь о Западе-Востоке -- так и пиши; так нет -- надо обязательно напомнить о Битлз и Вэзер Репорт... Ладно, шо-то я завожусь опять, пойду в свежеприобретённый бубен постучу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Ну, во второй версии "Музпросвета" довольно-таки много о роке и серьёзных его ответвлениях (психоделика, неофолк и т.д. -- очень подробно). Возможно, Вы первое издание читали? Я читал версию с lib.ru, которая первая выдается в поиске. Если честно, я не в курсе, сколько изданий есть и чем они отличаются. Что до прочего - для меня вершина рок-музыки - это такое разнородное и в какой-то мере условное явление, как прогрессивный рок 70-х, а то, что было до него - это скорее контекст, сделавший возможным это чудо. По-моему, там есть о чем писать Впрочем, тема вполне раскрыта в "Стилевых метаморфозах рока" Сырова. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Музпросвет 2.0: http://files.mail.ru/POOZMW Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
yura 21 Опубликовано: 6 сентября, 2012 Спасибо. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 7 сентября, 2012 собственно, сравнительное обсуждение достоинств и недостатков личностей Козлова и Горохова никак не входило в мои планы. Равно как и восхваление/ниспровержение рока-эмбиента-психоделики-кантри-блээкметалла-etc... Цель была гораздо скромнее: проанализировать варганные школы игры с точки зрения разделения музицирования на "восток" и "запад". И, возможно, разочаровать апологетов "исконно шаманского" происхождения варгана и принадлежности этого инструмента к "средствам изменения сознания". Вот и все... PS: Приношу извинения, если невольно обидел поклонников такого разностороннего журналиста-музыковеда-художника, как Горохов. О вкусах не спорят. Лично для меня мнение музыканта (тем более профессионального музыканта) всегда намного ценнее, чем мнение музыкального критика/музыковеда/журналиста - каким бы распрекрасным воображением и эрудицией он не обладал. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 7 сентября, 2012 Разделять на "Восток" и "Запад" -- изначально ошибочно. Можно разделять на "трансово" и "нетрансово", "мелодично" и "внемелодично". Про "шаманское" происхождение и предназначение написано уже столько, что Козлов вряд-ли что-то добавит. Вводить в транс варганом можно -- и себя, и слушателей -- если играть "повторяющимися телодвижениями достаточно монотонную но не напористую ритмичную музыку" (на Форуме есть тому свидетельства). Это слегка изменённое сознание. Насчёт мнения профессионального музыканта... Если это мнение обобщает и формализует его опыт -- я послушаю. А если его мнение является неуклюжим пиаром своей профессиональной сферы -- я прежде всего задумаюсь, почему высказывается именно это. Грубо говоря, директор ВАЗа всегда будет нахваливать "Жигули", доказывая их преимущества перед "Москвичами", но вот про "Мерседесы" он ни словом не обмолвится. Дело не в "воображении и эрудиции" -- дело в объективности и широте взгляда. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 7 сентября, 2012 ОК. Вас все время уводит в сторону обсуждения правомерности/неправомерности разделения, широты/узости взглядов, объективности/необъективности, ангажированности/неангажированности авторов и т.д. Я с удовольствием пообщался бы на эти темы, но в другое время как-нибудь. Давайте по-другому. Существует якутская традиция игры на варгане: довольно обширная, устойчивая и в некотором роде "агрессивная" (под этим термином я понимаю претензии якутов на родоначалие варганизма в мировом масштабе и активные претензии на "варганное первенство"). И - существует европейская традиция игры на варгане (если хотите, назовем ее "не-якутская"). Сюда смело можно отнести норвежцев, германцев, австрийцев, голландцев, венгров. (Может быть и - американцев, но я мало слушал их игру, поэтому настаивать на американцах не буду). Промежуточные техники наверное существуют (та же техника татар и киргизов, например), но для простоты сейчас мы выведем их "за скобки". Так вот, сравнивая восприятие "якутской" и "не-якутской" техник варганного музицирования, лично я могу сказать, что козловские термины "событийная" и "медитативная" вполне к этим двум техникам применимы. Якутская игра = "медиативная", не-якутская (европейская) игра = событийная. Вот и все... PS: а насчет "объективного взгляда" - советую не заморачиваться. Ничей взгляд никогда не будет объективным. Ни на что. По определению. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 7 сентября, 2012 Айархаан слышали/видели? Там от медитации только два-три паттерна по 4 доли, всё остальное -- исключительно события, особенно если понимать по-якутски. Ежели сравнивать медитативное пяуканье для души Алексеева-Шишигина-Борисова-Оготоева-..... и норвегов -- я бы не сказал, что норвеги медитируют о событиях, а якуты медитируют о медитации. Разница в наличии и отсутствии мелодики, а это по-моему, больше обосновывается возможностями инструмента, а не географической точкой происхождения исполнителя. Другой пример -- венгры. Где и какие там события? По-моему, транс в чистом виде. По претензиям якутов -- школа металлического хомуса активно и непрерывно развивается с конца сороковых годов двадцатого века, и это можно проследить. С остальными школами, насколько я знаю, всё не так очевидно как с якутами. Обобщённо, если представить себе человека, впервые взявшего в зубы варган, некую "табула раса" -- как он заиграет? Медитативно? Событийно? Мелодично? Внемелодично? Если он музыкально способный и отягощён знанием нот, мелодики, гармонии, композиции -- то, скорее всего, он пойдёт по пути мелодичной игры, исполнение готовых произведений именно на варгане (выделением обертонов) и сочинение собственных. Если нот не знает, слуха нет, но есть чувство ритма -- тогда скорее всего он будет ритмично пяукать приятными для него звуками (внемелодичная игра). Медитативность можно обеспечить и там и там, если укладываться в ритм и не забивать его "событиями". К географии никакого отношения выбор пути иметь не будет. Хотя, если в конкретном месте можно приобрести только Шлюттера или ещё какой "идеальный" варган, то, конечно, на таком долго медитативно играть вряд-ли получится, и вполне может со временем сформироваться "чисто событийная" школа варганной игры именно этого места. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
esorokin 48 Опубликовано: 7 сентября, 2012 Айархаан слышали/видели? Там от медитации только два-три паттерна по 4 доли, всё остальное -- исключительно события, особенно если понимать по-якутски. так "понимать-по-якутски" - это означает играть по-якутски... Айархаан ведь не австрийцы ... Насчет венгров: Арон Силадьи - играет совсем НЕ-трансовую музыку. Я был на двух его мастер-классах, он вовсю играет на варганах народные балканские мелодии. Во всем остальном ваша точка зрения понятна. Я не разделяю ее полностью, но спорить не хочу. Подождем остальных. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 7 сентября, 2012 Понимание по-якутски облегчает осознание события именно как события а не как чего-то непонятно-медитативного. Балканские мелодии -- не трансовые а скорее событийные? Интересная точка зрения. Попробую обмозговать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 7 сентября, 2012 В обсуждение востока и запада пока вмешиваться не буду, извиняйте. Но вмешаюсь с небольшим оффтопиком. (-: По претензиям якутов -- школа металлического хомуса активно и непрерывно развивается с конца сороковых годов двадцатого века, и это можно проследить. С остальными школами, насколько я знаю, всё не так очевидно как с якутами. Знаете, я вот тоже люблю и ценю якутскую хомусную традицию, но мне совершенно непонятно, откуда такая уверенность в том, что с остальными школами не все так очевидно? (-: Есть школы, развитие которых прерывалось, а есть и те, которые продолжали развиваться «нон-стоп». И, кстати, те же европейские традиции значительно легче проследить в их развитии, осталась же куча всевозможных данных, документов. И, раз уж предыдущий пример из соседней ветки с норвежскими аудиозаписями разбросом в примерно сотню лет не убедил, то вот другой: школа металлического маультроммеля активно и непрерывно развивается несколько сотен лет. Можно проследить развитие этой школы на основе конкретных документальных подтверждений. Начиная самими инструментами и продолжая документами с XVII века (о том, кто изготавливал маультроммели, куда их сбывали, как менялась и развивалась технология изготовления — в общем, все вплоть до любых деталей). В частности, в книге «Die Geschichte der Mollner Maultrommelerzeugung» (автор — Angela Mohr) максимально последовательно приведена подробнейшая история школы маультроммеля и города Мольна, где их особенно сильно любили (и любят до сих пор) изготавливать. Кстати, мастерская Карла Шварца работает уже с того самого XVII века из поколения в поколение. А мастерская Виммера — с 1770 года. Спад австрийской школы произошел в XX веке. К слову, одной из причин было то, что маультроммели приносили неплохой заработок и, из-за дичайшей и неадекватной конкуренции между мастерами, из двадцати мастерских, работавших в начале века, осталось теперь только три. Шварц, Виммер, Херзинг/Йофен. Но, тем не менее, они остались. Кстати, сама книга «Die Geschichte der Mollner Maultrommelerzeugung» издана в другом австрийском городке — Штайре, который тоже отличился в истории варганостроения. На этом момента можно даже подробней остановиться: «Revue universelle des mines, de la métallurgie, des travaux publics, des sciences et des arts», 1862. Том 12, стр. 427 Беглый перевод: в австрийском городке Штайр изготовили шесть миллионов варганов в течении одного только 1860-го года. Годового производства Штайра могло хватить на то, чтобы вручить по варгану каждому двухсотому жителю планеты того времени. Дальше. Несмотря на безумное количество сувенирки, в Австрии производят и всегда производили в том числе и те инструменты, которые использовались в их традиционной музыке и отвечали всем требованиям этой музыки. Непрерывное развитие этой самой музыкальной традиции также можно проследить с давних времен, встречая иногда такие забавные вещи, как концерты Альбрехтсбергера для варгана. Ну а за деталями — опять же можно искать и находить всякие сведения о варганистах прошлого (из австрийских исполнителей особенно Франц Кох отличился, можно даже гуглить «franz koch maultrommel»). А про современное положение вещей — мастерские есть, исполнители есть, традиционные инструменты и стиль игры есть. Так что, все предельно очевидно. Даже значительно очевидней, чем с историей якутской школы, так как, как ни жаль, а данных по раннему развитию этой школы очень мало. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 32 Опубликовано: 7 сентября, 2012 Аксентий, я имел в виду зафиксированные выступления, аудиозаписи. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах