Перейти к содержимому
Форум варганистов
carrey

Научитесь играть на хомусе!

Recommended Posts

http://www.exo-ykt.ru/projects/news/3968/

Автор: Мартынова Ирина

Фотограф: Барабанова Сардаана

Перепост мой.

 

29.04.2011

Научитесь играть на хомусе! 1

 

Урок первый. Учимся правильно держать хомус и извлекать звуки.

 

С этого номера городская газета «Эхо столицы» при поддержке Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, Управления культуры администрации Якутска дает старт проекту «Научись играть на хомусе!», посвященного VII Международному конгрессу-фестивалю «Хомус в культурном пространстве мира».

 

Читателям нашего издания в преддверии этого международного форума дается уникальный шанс абсолютно бесплатно научиться играть на традиционном музыкальном инструменте народа саха – хомусе.

 

В течение нескольких пятничных выпусков мы дадим, так сказать, виртуальные уроки. Вы научитесь правильно держать хомус, извлекать различные звуки, овладеете приемами удара по язычку хомуса и т.д.

 

После виртуальных уроков мы ждем всех желающих на занятиях с преподавателями и студентами фольклорного отделения музыкального колледжа. Впоследствии у наших учеников появится шанс принять участие в одномоментной игре на хомусе во время городского ысыаха и попасть в Книгу рекордов Гиннесса!

 

Два лучших ученика будут премированы хомусами работы известных якутских мастеров!

 

О времени и месте занятий с преподавателями мы сообщим дополнительно. Следите за всеми выпусками газеты «Эхо столицы»!

 

Для хомуса главное – желание

 

Варвара Степанова, преподаватель спецкурса «хомус» фольклорного отделения Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, ученица известной хомусистки Альбины Дегтяревой:

 

- Для того чтобы научиться играть на хомусе, не нужно обладать совершенным слухом, иметь музыкальный талант. Главное – желание. И, конечно, необходим собственный хомус. Сегодня его можно купить за 2,5-3,5 тысячи рублей. Я советую прибрести инструмент в Музее хомуса: получится дешевле, и есть гарантия, что он будет качественный.

 

Извлекать основной звук, изменять его, играть простые мелодии можно научиться быстро – хватит в среднем десяти занятий. А чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и, конечно, большое желание, любовь к музыке хомуса. Я советую заниматься ежедневно, повторяя все движения перед зеркалом. И еще: детям лучше учиться играть на хомусе после того, как вырастут постоянные зубы.

 

Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук.

 

Освоить игру на хомусе можно и с помощью самоучителей, например, «Играем на хомусе» («Хомус тардыыта») Спиридона Шишигина или «Игра на хомусе по системе Ивана Алексеева».

 

На сегодняшнем занятии с помощью студентов Розалии Данданча и Айсена Федорова мы научимся правильно держать хомус, а также некоторым приемам ударов по язычку хомуса.

 

 

Советы начинающим хомусистам из книги С. Шишигина «Хомус тардыыта»

 

Упражнения для кисти

 

Вращательные движения вокруг сустава расслабленной кистью с произвольной скоростью.

Исполнение первого упражнения в такт музыке.

Повторение упражнений 1, 2, удерживая руку в положении игры на хомусе.

Удары по язычку хомуса.

 

Упражнения выполнять сначала в произвольном темпе, а потом - в такт разной музыке.

 

Упражнения для пальцев

 

Сжатие и выпрямление кулака.

Выполнение упражнения №1 в разном темпе.

Поочередное касание кончика большого пальца другими пальцами. Вначале медленно, потом с разными темпами.

Повторение упражнений 1-3 с музыкой.

Касание щеки пальцами, уперев большой палец к виску.

 

 

exo-ykt_ru_29389c.jpg

 

 

Фотогалерея: Урок первый

http://www.exo-ykt.ru/photogallery/380/

 

 

exo-ykt_ru_29293p.jpg

Берем хомус левой рукой за кольцо корпуса хомуса.

 

 

exo-ykt_ru_29298p.jpg

Чтобы усилить звук, необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

 

 

exo-ykt_ru_29297p.jpg

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка. Производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса продлится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

 

 

exo-ykt_ru_29296p.jpg

Хомус звучит за счёт вибрации язычка, поэтому во время игры необходимо следить за тем, чтобы они не прекращались. И чтобы язычок вибрировал, надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса.

 

 

exo-ykt_ru_29295p.jpg

Руку, которой ударяем по язычку хомуса, нужно держать на уровне щеки. Локоть при этом не двигается и опущен вниз.

 

 

exo-ykt_ru_29294p.jpg

Приоткрыв зубы, освобождаем место для колебания язычка, прижимаем наружные щёчки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

06.05.2011

 

Научитесь играть на хомусе! 2

 

Урок второй. Приемы ударов по язычку.

 

С прошлого пятничного номера городская газета «Эхо столицы» при поддержке Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, Управления культуры администрации Якутска дала старт проекту «Научись играть на хомусе!».

 

Проект посвящен VII Международному конгрессу-фестивалю «Хомус в культурном пространстве мира». Читателям нашего издания в преддверии форума дается уникальный шанс абсолютно бесплатно овладеть игрой на хомусе.

 

В течение нескольких пятничных выпусков вы научитесь правильно держать хомус, извлекать различные звуки, овладеете приемами удара по язычку хомуса и т. д.

 

После «виртуальных» уроков мы ждем всех желающих на занятия с преподавателями и студентами фольклорного отделения музыкального колледжа. Впоследствии у наших учеников появится шанс принять участие в одномоментной игре на хомусе во время городского ысыаха и попасть в Книгу рекордов Гиннесса!

 

На первом уроке (см. номер «Эхо столицы» от 29 апреля) мы с вами научились правильно держать хомус и извлекать самые простые звуки. Сегодня с помощью студентов фольклорного отделения Якутского музыкального колледжа Розалии Данданча и Айсена Федорова и их преподавателя Варвары Степановой мы научимся некоторым приемам ударов по язычку хомуса.

 

 

exo-ykt_ru_29405c.jpg

 

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью удара.

 

Если два этих приёма применять вперемешку, то получится переменный удар. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.

 

 

exo-ykt_ru_29406c.jpgexo-ykt_ru_29407c.jpg

 

Удары краем ладони, пальцами вертикально удерживаемой кистью. При этом хомусист чередует основной удар с последним и двигает руками плавно.

 

 

exo-ykt_ru_29408c.jpgexo-ykt_ru_29409c.jpgexo-ykt_ru_29410c.jpgexo-ykt_ru_29411c.jpg

 

Другим видом является такой удар, когда кисть руки не движется, а удары производятся сбоку разными пальцами. Такой удар называется боковым или пальцевым. При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.

 

 

Способы дыхания

 

exo-ykt_ru_29412c.jpg

 

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки, не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.

 

Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и более раз. Применяя такое дыхание, можно менять и силу, и время звучания. При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы.

 

Сила и скорость вдыхания должны совпадать с колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Поэтому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания.

 

Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании с вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов дыхания исполнитель на хомусе. При дыхании носом во время игры открывается носовая полость, и звук хомуса становится носовым.

 

Чтобы максимально увеличить силу звука, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук увеличивается и усиливается.

 

 

 

Советы начинающим хомусистам из книги С. Шишигина «Хомус тардыыта»

 

Упражнения для дыхания

 

Вдыхание и выдыхание воздуха через нос.

Вдыхание и выдыхание воздуха через рот.

Вдыхание и выдыхание воздуха с помощью мышц живота. Эти упражнения выполнять без хомуса, сначала медленно, спокойно, потом постепенно перейти к максимально возможной скорости.

Вдыхание воздуха через правые края губ с одновременным закрытием левого уголка губ (подготовка к торможению язычка).

 

В следующем номере научимся извлекать более сложные звуки а также менять их с помощью движений губ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

13.05.2011

 

Научитесь играть на хомусе! 3

 

Урок третий. Движение губ, изменение звука.

 

Хотите попасть в Книгу рекордов Гиннесса? Тогда приглашаем вас научиться вместе с нами играть на хомусе!

 

Читателям нашего издания в преддверии VII Международного конгресса-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира» дается уникальный шанс абсолютно бесплатно овладеть игрой на хомусе. На протяжении нескольких пятничных выпусков «Эхо столицы» при поддержке Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, Управления культуры администрации Якутска дает уроки игры на хомусе.

 

После «виртуальных» уроков мы ждем всех на занятия с преподавателями и студентами фольклорного отделения музыкального колледжа. Впоследствии у вас появится возможность принять участие в одномоментной игре хомусистов во время городского Ысыаха Туймаады и попасть в Книгу рекордов Гиннесса!

 

Два лучших ученика будут премированы хомусами работы известных якутских мастеров!

 

О времени и месте занятий с преподавателями мы сообщим дополнительно. Следите за выпусками газеты «Эхо столицы»!

 

В ходе первых двух уроков (см. номера «Эхо столицы» от 29 апреля и 6 мая) мы учились правильно держать хомус, извлекать самые простые звуки, некоторым приемам ударов по язычку хомуса, способам дыхания.

 

Сегодня с помощью студентов фольклорного отделения Якутского музыкального колледжа Розалии Данданча и Айсена Федорова и их преподавателя Варвары Степановой мы научимся менять звуки, используя губы, органы речи.

 

 

exo-ykt_ru_29391c.jpg

 

Если во время игры губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

 

Комбинируя различные движения губ и виды дыхания, можно извлекать самые разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы, в сочетании с вдыханием воздуха можно получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.

 

 

exo-ykt_ru_29392c.jpg

 

Хомус с одним язычком звучит на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых в случае удачной импровизации становится настоящей музыкой.

 

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношение звука «о», при этом язык уходит назад, и ротовая полость максимально расширяется. Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении звука «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объёме.

 

 

exo-ykt_ru_29393c.jpg

 

Прием игры «куерэгэ йдетии»

 

Стрелки показывают направления движения языка при многократном произнесении звука «й» или слогов йа-йа, йо-йо, йе-йе, йу-йу.

 

Подражание жаворонку («куерэгэйдетии»). Чтобы научиться этому приёму, нужно язык держать так, как будто выговариваешь «ый-ый-ый», и двигать им вперёд-назад в быстром темпе, при этом язык нёба не касается. Кончик языка не должен соприкасаться с колеблющимся язычком хомуса. Научившись петь жаворонком в самой простой форме, важно освоить изменение высоты звука при исполнении этого приема. В качестве упражнений выполняем пение жаворонка на слоги: йа, йо, йе, йу.

 

 

exo-ykt_ru_29394c.jpg

 

Прием игры «хаас татыы»

 

1,2,3,4 - места касания кончиком языка при произнесении звуков «л», «ль».

 

 

 

exo-ykt_ru_29395c.jpg

 

Подражание гусиному пению («хаас татыы»)

 

Язык движется примерно так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, то есть образуя артикуляцию слога «ля». Здесь важно научиться плавно менять звук от высокого к низкому и наоборот, перемещая точку соприкосновения языка от зубов к мягкому нёбу.

 

 

exo-ykt_ru_29396c.jpg

 

Подражание кукушке

 

Необходимо напрягать мышцы гортани, язык держишь, как будто выговариваешь звук, промежуточный между «э» и «о», и после удара по язычку двигаешь языком, беззвучно выговаривая «кук-куук».

 

 

 

Советы начинающим хомусистам из книги С. Шишигина «Хомус тардыыта»

 

Упражнения для языка, губ, гортани

 

Переход с звука «о» на звук «и» (без звука).

Беззвучное движение губ, языка, выговаривая различные гласные звуки.

Беззвучное пение песен.

Движение язычка вперёд и назад (подготовка к приёму «Пение жаворонка»).

Многоразовое касание нёба языком (подготовка к приёму «Гусиный клекот»).

Напряжение и расслабление глотки (подготовка к приёму «Кукование»).

Повторение упражнений 1-6 с разными темпами.

Прокачивание воздуха через приоткрытые губы с помощью движения языка.

Сочетание этих упражнений с приёмами дыхания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

20.05.2011

 

Научитесь играть на хомусе! 4

 

Урок четвертый. Извлечение коротких звуков, виды игры на хомусе.

Хотите попасть в Книгу рекордов Гиннесса? Тогда приглашаем вас научиться вместе с нами играть на хомусе!

 

Читателям нашего издания в преддверии VII Международного конгресса-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира» дается уникальный шанс абсолютно бесплатно овладеть игрой на хомусе. На протяжении нескольких пятничных выпусков «Эхо столицы» при поддержке Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, Управления культуры администрации Якутска дает уроки игры на хомусе.

 

После «виртуальных» уроков мы ждем всех на занятия с преподавателями и студентами фольклорного отделения музыкального колледжа. Впоследствии у вас появится возможность принять участие в одномоментной игре хомусистов во время городского Ысыаха Туймаады и попасть в Книгу рекордов Гиннесса!

 

Два лучших ученика будут премированы хомусами работы известных якутских мастеров!

 

О времени и месте занятий с преподавателями мы сообщим дополнительно. Следите за выпусками газеты «Эхо столицы»!

 

В ходе первых трех уроков (см. номера «Эхо столицы» от 29 апреля, 6 и 13 мая) мы учились правильно держать хомус, подражать пению жаворонка, гусиному пению, кукушке, разучили некоторые приемы ударов по язычку хомуса, способы дыхания.

 

Сегодня с нашими постоянными помощниками – студентами фольклорного отделения Якутского музыкального колледжа Розалией Данданча и Айсеном Федоровым и их преподавателем Варварой Степановой мы научимся извлекать короткие звуки, комбинировать различные приемы смены звука и ознакомимся видам игры на хомусе.

 

 

exo-ykt_ru_29413c.jpg

 

Учимся извлекать глоточные и носовые звуки

 

При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость, как при дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым аппаратом.

 

Если же по-разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные звуки. При этом необходимо задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой.

 

 

 

exo-ykt_ru_29414c.jpg

 

Как остановить колебание язычка хомуса

 

Внезапная остановка языка или извлечение короткого звука – сложный, но необходимый приём.

 

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путём обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

 

Если же тормозить язычок губами и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется «табыгыр».

 

 

exo-ykt_ru_29415c.jpg

 

Остановка язычка губами – весьма сложный приём, так как можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т. д.

 

Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.

 

 

exo-ykt_ru_29416c.jpg

 

Традиционная умеренная игра

 

Игру на хомусе можно разделить на три вида: традиционная умеренная игра, имитационная, импровизационная.

 

При традиционной умеренной игре звук хомуса плывёт по воздуху, не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом, волнуя все больше и больше и хомусиста, и слушателей нежностью и душевностью своей волшебной силы.

 

Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не для зрителя. При умеренной игре в основном пользуются основным ударом, не применяют разновидности ударов, т. к. при такой игре исполнитель не думает о внешних эффектах и полностью раскрывает свою душу с помощью волшебного язычка хомуса, над которым когда-то колдовал кузнец, пользуясь переданными лишь ему из глубины веков, через гены секретами.

 

Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы были слышны и слова песни. При этом надо ударять по язычку в такт мелодии и беззвучно шевелить органами речи, как бы выговаривая слова песни. Тогда хомус играет так, что можно слушать мелодию и даже слова. Поэтому якутский хомус называется говорящим. Такая игра хорошо подходит для обучения начинающих чувствовать ритм музыки. Всем известная традиционная мелодия «биэ-биэ-биэ» есть вступительная часть любой игры умеренным стилем.

 

Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука, т. к. по существу такая игра – это исполнение тойука через хомус. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры.

 

 

 

exo-ykt_ru_29417c.jpg

 

Имитационный стиль

 

У якутского хомуса неограниченные возможности звукоподражания, и потому, если играет настоящий мастер имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежную бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу – погулять по буйной зелени июльской поры.

 

В далекой древности наши предки свою радость от того, что прошла долгая холодная зима, что, пробуждаясь от зимней спячки, природа цветёт всеми красками, выражали игрой на хомусе, подражая пению жаворонка, говору гусей. Эта традиция сохранилась до сих пор в виде имитационной игры.

 

Искусный хомусист может точь-в-точь повторить звуки весенней капели, топот скакунов, кукование кукушки, барабанную дробь дятла, свист ветра.

 

 

exo-ykt_ru_29418c.jpg

 

Импровизационная игра

 

Так может играть хомусист, овладевший техникой игры, умеющий выражать свои чувства через хомус. При импровизационной игре, в отличие от умеренной игры, нет слов, и темп может быть разный. От имитационной она отличается тем, что обязательно имеется тема, содержание, что раскрывается возможностями хомуса. Хомусист импровизирует вокруг одной темы, иногда мелодии, используя самые различные приёмы, подходящие к теме.

 

Здесь большую роль играет и то, подходит ли хомус к теме музыки. Так, для подражания кукушке, жаворонку, выговаривания слов песни удобен хомус с достаточно низким основным звуком. Для быстрой современной музыки подходит хомус с коротким язычком, а потому с высоким звуком. А для подражания ветру необходим хомус с очень чувствительным язычком, звучащим от одного дыхания человека.

 

Один и тот же хомус можно настроить на разный основной звук, закрепляя и меняя величину грузика на кончике язычка.

 

 

 

 

exo-ykt_ru_29419c.jpg

 

Будет ли Гиннесс удивлен?

 

Нынешний год для Якутии обещает стать знаковым. Уже второй раз в республике пройдет Международный конгресс варганной музыки.

 

Июньский (23-26 числа) конгресс по счету станет уже седьмым. Якутия, признанная международным обществом варганистов колыбелью хомуса, примет у себя представителей более 30 стран.

 

Главной «фишкой» грядущего мероприятия станет исполнение на ысыахе Туймаады музыкальной композиции «Осуохай» тысячей хомусистов. Рекорд будет зафиксирован полномочной комиссией Книги рекордов Гиннесса.

 

С композицией можно ознакомиться по следующей ссылке: http://rus.ilkhomus.com/?p=785 и http://www.youtube.com/user/MrTrumper1988

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

27.05.2011

 

Научитесь играть на хомусе! 5

 

 

Урок пятый. Сочиняем музыку.

 

Хотите попасть в Книгу рекордов Гиннесса? Тогда приглашаем вас научиться вместе с нами играть на хомусе!

 

Читателям нашего издания в преддверии VII Международного конгресса-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира» дается уникальный шанс абсолютно бесплатно овладеть игрой на хомусе.

 

На протяжении нескольких пятничных выпусков газета «Эхо столицы» при поддержке Якутского музыкального колледжа им. М. Жиркова, Управления культуры администрации Якутска публиковала уроки игры на хомусе.

 

Сегодня вашему вниманию представляем пятый и последний урок.

 

В течение четырех уроков (см. номера «Эхо столицы» от 29 апреля, 6, 13, 20 мая) мы учились правильно держать хомус, подражать пению жаворонка, гусиному пению, кукушке, разучили некоторые приемы ударов по язычку хомуса, способы дыхания. Ознакомились с видами игры на хомусе.

 

Сегодня с нашими постоянными помощниками, студентами фольклорного отделения Якутского музыкального колледжа Розалией Данданча и Айсеном Федоровым и их преподавателем Варварой Степановой, мы узнаем, из каких частей состоит музыка хомуса, научимся сами сочинять музыку и разучим осуохай участников VII Конгресса-фестиваля «Хомус (trump) в культурном пространстве мира» на установление рекорда Гиннесса.

 

exo-ykt_ru_29433b.jpg

 

 

Ысыах

 

Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения. Возьмем, например, тему «Ысыах». Ысыах – это вековая традиция, потому можно начинать со вступительного запева осуохая. Чтобы показать, что ысыах - давняя традиция, сначала хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как бы приближаясь издалека.

 

Раньше ысыах открывали с восходом солнца. Поэтому переходом к основной теме служит подражание пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми лучами восходящего солнца.

 

В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных импровизированных песен и танцев, перемешивающихся с голосами птиц, топотом скакунов, голосами играющих детей. Сила звучания, темп игры меняются так же, как меняются запевалы в круговом танце.

 

В заключение можно перейти к игре на тему «Осуохай», выговаривая слова текста через хомус.

 

Песня оленевода

 

Тема: «Песня оленевода». Во время вступления с помощью глоточных звуков, игрой с помощью одного дыхания старайтесь показать леденящий холод бескрайних просторов тундры, вой урагана и свист ветра. Природа тундры по-своему красива, неповторима. Живущие там люди имеют свои песни, танцы и обычаи. Потому темой основной части может служить песня молодого оленевода про удачную ли охоту, про счастливую ли любовь.

 

Начав с тихих нежных северных танцевальных мелодий, постепенно переходим к ритму оленьей упряжки, несущейся по бескрайним сугробам, беззвучного танца северного сияния в ночном небе.

 

Звук хомуса, то исчезая за снежными холмами, то появляясь за поворотами тропинки, постепенно удаляется. И вдруг взрывается самыми разными звуками, показывая радость встречи близких людей, закружившихся в радостном, лихом танце «Сээдьэ», которым и заканчивается композиция.

 

Волшебные звуки хомуса

 

При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками. Можно воспользоваться известными мелодиями, обогатив их с помощью волшебного звука хомуса.

 

А если во время игры хомусист разволнуется, попадёт во власть собственной музыки, он, сам того не замечая, начнёт тут же сочинять музыку. Тогда выдуманный добрыми богами, сделанный чудо-мастерами хомус заговорит человеческим голосом, запоёт о счастье рода человеческого. Его волшебная музыка напомнит о весне, нежная песня облегчит страдания, разгонит печаль, его торжествующая песня приумножит радости, принесёт успех.

 

Виртуоз-хомусист Спиридон Шишигин:

- Чтобы уметь играть так, чтобы волновать души сотен людей, надо самому поверить в человеческую душу хомуса, в волшебство его музыки, идущее из глубины веков, накопленное многими поколениями мастеров изготовления и игры на хомусе, народными талантами. А для этого необходимо знать свой родной язык, уважать традиции своего народа, стремиться только к хорошему, доброму, светлому.

 

 

Текст осуохая на хомусе участников VII Конгресса-фестиваля «Хомус (trump) в культурном пространстве мира» на установление рекорда Гиннесса

 

exo-ykt_ru_29435b.jpgexo-ykt_ru_29436b.jpg

 

exo-ykt_ru_29437b.jpgexo-ykt_ru_29438b.jpg

 

 

exo-ykt_ru_29434c.jpg

 

При подготовке материала использованы советы из книги С. Шишигина «Хомус тардыыта»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×