Перейти к содержимому
Форум варганистов
esorokin

возвращение к истокам

Recommended Posts

сегодня целый вечер наигрываю на двух старых-добрых алтайских комусах Владимира Поткина... Да-да, именно на них!... :jh: :jh: :jh:

Многократно приниженные, снисходительно рекомендуемые "начинающим", - как же они, оказывается, хороши в простоте своей! Да, из-за недлинного и сравнительно мягкого язычка эти инструменты не находятся в числе самых громких и самых "долгозвучных". Но, ИМХО, это у них не баг, а фича.

Зато отзывчивость, симметричность ответа на прямые-обратные удары, способность к самой скоростной игре, воспроизводимость обертонов - выше всяких похвал.

В отличие от некоторых здешних уважаемых завсегдатаев, в сверхкрупных партиях инструментов я не рылся, играл на первых двух попавшихся. Но честно говоря, желания рыться и не возникло ни разу. Ибо по своему опыту уверен: эти инструменты почти гарантированно одинакового качества всегда и везде. И планка этого качества отнюдь не нулевая. B)

такая вот ностальгическая заметка получилась... :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Порадовало)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Женя, очень уважаю данное восприятие варганов Поткиных, видимо тебе нравится такой звук, я вообще думаю, что каждой мелодии требуется свой особый варган. И рассказ у тебя получился искренним и интересным.

 

Однако попробую поделиться и своим впечатлением. Лично мне по душе более чистый звук, лишенный «вертолетных» призвуков вызванных тем, что имея многочисленные перекосы рамы, язычок многократно в течении короткого времени проходит мимо рабочих кромок за один цикл колебания. Не по нраву мне и «грязь» добавляемая дополнительными колебаниями колена из-за его отогнутости наружу итд. Я бы сказал так:

Да замечательные варганы, надо только выбить язычок, подправить его заточку, изменить тупой угол загиба колена на прямой (а еще лучше чуть острый), само колено можно сделать малость короче (все это даст более чистый звук). Затем заточить рабочие грани деки, желательно сделать их ромбовидными в сечении, и более тонкими к концам (удобство работы губами). После этого заново собрать и отрегулировать, но не так как было, а зазор сделать равномерным с обоих краев и раза в 2-4 меньше, чем раньше, рабочие кромки обоих дек сделать параллельными между собой, а края язычка заставить совпадать с рабочими кромками дек (обычно они имеют угол в несколько градусов). Всё это может вынудить звучать их почти хорошо, но если надо лучше, то придется заменить по две детали в каждом варгане :-)

 

На самом деле я не противник этих варганов, но если бы они стали лучше качеством, то был бы их союзником. :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне то же комусы Поткиных по душе! Надо отдать им должное, они сумели сделать супер-доступный и живой варган. Чем то веет от них, костром, кедром да ветром алтайским :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При загибе колена на более острый угол у меня неизбежно возникает паразитный резонанс с рамой. Подозреваю, что это не лечится в принципе. То ли из-за более лёгкой латуни, то ли из-за малой длины дек - фонит и звенит сама рама. Мне на своём удалось поднять тон до более приятного, изогнув колено не в одной точке, а очень плавно, пологим переходом. От петельки на половину длины колена - язычёк прямой, а далее - пологий переход к законцовке дек, далее язычёк естественно прямой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Женя, очень уважаю данное восприятие варганов Поткиных, видимо тебе нравится такой звук, я вообще думаю, что каждой мелодии требуется свой особый варган. И рассказ у тебя получился искренним и интересным.

 

Однако попробую поделиться и своим впечатлением. Лично мне по душе более чистый звук, лишенный «вертолетных» призвуков вызванных тем, что имея многочисленные перекосы рамы, язычок многократно в течении короткого времени проходит мимо рабочих кромок за один цикл колебания. Не по нраву мне и «грязь» добавляемая дополнительными колебаниями колена из-за его отогнутости наружу итд. Я бы сказал так:

Да замечательные варганы, надо только выбить язычок, подправить его заточку, изменить тупой угол загиба колена на прямой (а еще лучше чуть острый), само колено можно сделать малость короче (все это даст более чистый звук). Затем заточить рабочие грани деки, желательно сделать их ромбовидными в сечении, и более тонкими к концам (удобство работы губами). После этого заново собрать и отрегулировать, но не так как было, а зазор сделать равномерным с обоих краев и раза в 2-4 меньше, чем раньше, рабочие кромки обоих дек сделать параллельными между собой, а края язычка заставить совпадать с рабочими кромками дек (обычно они имеют угол в несколько градусов). Всё это может вынудить звучать их почти хорошо, но если надо лучше, то придется заменить по две детали в каждом варгане :-)

 

На самом деле я не противник этих варганов, но если бы они стали лучше качеством, то был бы их союзником. :jh:

 

 

очень интересные заметки :rolleyes: Интересно будет послушать или поиграть на таком варгане, если удастся воплотить их в жизнь .

На самом деле, "на вкус-на-цвет-товарищей-нет"... Каждый варган найдет своего музыканта - даже поткинский с не-совсем-параллельными деками и не-идеально-заточенным-и-недозагнутым язычком ... :-)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел

узнал много нового. Осознал, что вершина извлекаемой души этого инструмента находится значительно дальше, чем я себе представлял до этого, и путь к вершине далёк.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×