Перейти к содержимому
Форум варганистов
Raihana

Темир-комус Кокова (Хакасские комусы)

Recommended Posts

Пробовала играть на Темир-комусе хакасского мастера С. Кокова

Замечательный инструмент, очень сочное звучание и приятные зубам вибрации! Подходит как новичкам так и профессионалам, продается с закрытым футляром. Кто еще пробовал?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если судить по звуку, то Коков, как мне кажется, старается наделить свои хомусы максимумом возможностей для звукоизвлечения, что характернее якутским мастерам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Комус Кокова, который мне презентовали, лично меня очень порадовал! У него широкий и мягкий язычок, минимальный зазор и очень сочный звук.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обучение игре на варгане я бы начал непосредственно с этого инструмента. Материал изготовления сталь прекрасно направляет вибрации в нужное русло и непосредственно помогает новичку создать свою стилистику воспроизведения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, этот варган имеет большую производительность. Чем и привлекает!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если судить по звуку, то Коков, как мне кажется, старается наделить свои хомусы максимумом возможностей для звукоизвлечения, что характернее якутским мастерам.

 

:blink: по моему вообще ничего общего с якутами не имеет данный варган..

 

На мой взгляд, этот варган имеет большую производительность. Чем и привлекает!

 

варган этот несомненно привлекает,но позвольте спросить,что есть производительность??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
:blink: по моему вообще ничего общего с якутами не имеет данный варган..

 

Почему же, на Прокопьевские очень похож, только корпус поудобнее, пожестче...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему же, на Прокопьевские очень похож, только корпус поудобнее, пожестче...

 

вот как раз на прокопьевких я не играл..если уж искать что-то общее с якутами,то из тех на которых играл больше всего похож на христофоровский-очень много разнообразных обертонов..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хм, все Христофоровские, какие я видел, деревянные по ощущениям - с безумно твердыми язычками, а у Кокова же сразу обращаешь внимание на легкость и отзывчивость...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хм, все Христофоровские, какие я видел, деревянные по ощущениям - с безумно твердыми язычками, а у Кокова же сразу обращаешь внимание на легкость и отзывчивость...

я говорю только о звучании-то есть о богатстве обертонов...а так вообще не стал бы сравнивать данный варган с якутами...вообще он довольно своеобразный,я бы даже сказал в чём то уникальный...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пардон..обнаружена ошибка..я говорил о варгане Готовцева-у него как раз язычок оч мягкий..а с Христофоровым я спутал из-за фирменного мастерового клейма,напоминающего стилизованную "Х"

Khomus%20Gotovceva%20sm.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

post-324-1268831209_thumb.jpg

 

Приветствую всех варганавтов (мне нравится именно этот термин, как отражающий суть поиска, открытия нового посредством инструмента), а также тех, кто только становится на этот увлекающий путь!

 

Это уже мой второй подробный отзыв, первый можно почитать про темир-комус Волгутова. Почему именно на инструменты хакасских мастеров возникает желание писать столь подробно, не довольствуясь огрызками типа «прикольный варган, берите, не пожалеете»? Поскольку каждый выбирает инструмент под себя и этот выбор, в идеале, должен происходить при непосредственном контакте с варганом после хотя бы небольшого, но практического опыта, позволяющего сделать этот выбор более-менее осознанным. Покупка же через интернет-магазин, пусть и один из лучших в интернете по данной тематике проблематичен в силу непередаваемости всех звуковых и вибрационных нюансов при прослушивании mp3-файлов, а также отсутствия полноты описания представленных варганов. Можно поблагодарить Олега Роднина за великолепные фотографии и попытку донести максимум информации до нас, но это не снимает проблему выбора. И если вы еще находитесь в поиске своего Инструмента, я советую начинать именно с изделий хакасских мастеров. Это на мой взгляд золотая середина в соотношении: качество изготовления/звуковая составляющая/удобство использования/цена. Причем инструменты мастеров не дублируют друг друга, предлагая разные изделия для разных целей. Каких? Об этом чуть ниже…

 

На данный момент, насколько мне известно, в арсенале мастера Кокова два основных инструмента: малый и большой, хотя недавно он выпустил пробную модель под названием «Волчий клык», чем-то напоминающий русские варганы Жданова. Возможно, есть еще вариации на заказ, но серийно изготовляются пока только две модели, о них и пойдет речь.

 

Я не зря в начале статьи отсылал вас к моему первому отзыву, поскольку сравнивая между собой изделия как разных мастеров, так и одного мастера, мне будет легче выделить какие-то особенности инструмента.

 

По привычке, начну с «одежки», т.е. с внешнего вида. Не буду утверждать на 100% и говорить про все варганы, но из серийно изготовляемых инструментов хакасские изделия впереди планеты всей. Очень высокое качество изготовления и финишной доводки, почти зеркальная полировка! Воронение металла не только выглядит крайне привлекательно в плане внешнего вида, но и надежно предохраняет варган от коррозии.

 

Формой варган Кокова отличается от Волгутовского формой сечения дек (на мой взгляд, чуть более удобной в плане удержания между зубами и артикуляционных техник), а также более укороченным относительно продольной оси кольцом и выступающим за него основанием язычка (в этом плане удобство при разных хватах меняется – Волгутовский удобнее держать обычным, а Коковский обратным). Неизменной остается выверенная конструкция инструмента, не допускающая деформации при адекватных усилиях и позволяющая свести расстояние между язычком и деками к минимуму без риска появления паразитного лязга.

 

Судя по поперечному сечению язычка, Коков использует для их изготовления полотно готовой толщины (звук имеет более компактную и гладкую форму, в отличие от Волгутова, который стачивает язычок больше в длинном колене и меньше в коротком), заточка краев идет только с одной, «верхней» стороны (звук получается более сглаженным), язычок загнут под классическим углом 90° и имеет комфортную для игры каплевидную форму. Мастер изначально приподнимает над деками язычок на 1,5-2,0 мм, позволяя продлевать звучание на вдохе или вообще «заводить» варган дыханием и «тормозить» на выдохе. В этом отношении срединное расположение язычка между деками в варгане Волгутова не дает простор для «разогрева холодного» инструмента на вдохе и «охлаждения горячего» на выдохе, зато позволяет соблюдать баланс дыхания и, соответственно, самой игры.

 

Внешне, в общем и целом, большая и малая Коковские модели очень похожи друга на друга, несколько непропорционально (что есть хорошо, иначе на большой труднее бы давалась артикуляция) отличаясь друг от друга размерами.

 

Что касается непосредственно звуковых характеристик, то малый варган уверенно занимает средний диапазон частот, формируя очень звонкий и ясный основной тон с характерным хакасским трескучим тембром, при этом явно не отличаясь при ударах к себе и от себя. Варган отлично отзывается на артикуляцию, благо деки позволяют использовать ее в полной мере. Если Волгутовский инструмент располагает к более спокойной игре, то малый Кокова провоцирует разогнать его по полной программе, учитывая меньшую продолжительность звучания на малой громкости и более высокий тон. Эти два варгана на данный момент являются моими основными музыкальными инструментами, полностью вытеснив все остальные (какие, упоминать не буду, дабы никого не обижать).

 

Теперь некоторым особняком я хочу рассказать про свои ощущения от игры на большом варгане. Впервые попробовав на нем поиграть, я не смог сразу оценить характерную особенность этого инструмента, он показался мне каким-то закрытым, этакой «вещью в себе», производимые им вибрации как будто «давили» и мешали получить удовольствие от игры, но это было первое обманчивое впечатление. Несмотря на прохладное знакомство, инструмент не отпускал, я понимал, что проблема не в нем, а во мне. И когда я смог полноценно расслабиться, дал возможность вибрациям погулять по телу, не фиксируя их в голове, произошло удивительное, инструмент раскрылся, да еще как, причем до меня дошло это потом, после того как я «вернулся»:). Описание экспериментов и свои ощущения я опускаю, каждый сам, если захочет, сможет попробовать. В общем, большой варган лучше не приобретать в качестве первого или исключительно музыцирования ради. Это добротный инструмент для психо-энергетических практик и измененных состояний сознания, он хорошо позволяет прочувствовать свои телесные зажимы, гоняя виброзвук по проблемным местам или изменить структуру сознания при подключении диафрагмального дыхания. Вообщем, маст хэв, для тех, кто в теме. Для тех же, кто покупает себе первый варган, советую присмотреться к малому или к Волгутовскому, как более близкому по тону к большому.

 

Как обычно пара слов про недостатки… Здесь я буду крайне субъективен – для себя не нахожу! Каждый хакасский инструмент у меня играет свою роль, гармонично дополняя друг друга в разных ситуациях с разными целями. Есть только пожелание к мастерам не останавливаться на достигнутом и искать идеал не только в материале, но и в форме..

 

Я желаю всем удачи и хочу поблагодарить всех тех, кто дал мне возможность прикоснуться к этому загадочному миру варгана, который, я думаю, таит в себе еще немало интересных сюрпризов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Огромное спасибо,за предоставленную и хорошо изложенную информацию icon_friendship.gif

Жгите еще,приятно было читать )

Это мой следующий варган. Пока богат только Михайловым и ЧПХ... Коков следующий в коллекции :rolleyes:

Вообщем, маст хэв, для тех, кто в теме.

В теме icon_smoke.gif

Маст хэв долго не заставит себя ждать ) :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Купил себе недавно Хакасский темир-комуз! Очень доволен им! Очень доволен его протяжным звуком. Сразу ощутил возможность более быстрой и более энергичной игры! Купил потому что видел его у одного коллекционера! вот и не смог устоять))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В конце августа на ювелирной выставке в Самаре я купил себе мой первый варган, алтайский хомус В. Поткина.

Там же я видел 3 модели Кокова,– Большой, Малый и Волчий Клык.

Тогда я ещё ничего не знал о варганах, но меня очень заинтересовали хакасцы своим видом и звучанием. Особенно понравился Волчий Клык, своим звучанием и возможностью извлекать звуки человеку впервые взявшему в руки варган. На Большом и Малом у меня играть не получилось, да и девочка продававшая варганы предпочитала Волчий Клык.

С тех пор мечтаю заиметь хакасца.

Осталось сделать выбор между Темир-комусом Хоматова, Большим Темир-комусом Волгутова и Волчьим Клыком Кокова.

Кто нибудь сравнивал все 3 модели?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В конце августа на ювелирной выставке в Самаре я купил себе мой первый варган, алтайский хомус В. Поткина.

Там же я видел 3 модели Кокова,– Большой, Малый и Волчий Клык.

Тогда я ещё ничего не знал о варганах, но меня очень заинтересовали хакасцы своим видом и звучанием. Особенно понравился Волчий Клык, своим звучанием и возможностью извлекать звуки человеку впервые взявшему в руки варган. На Большом и Малом у меня играть не получилось, да и девочка продававшая варганы предпочитала Волчий Клык.

С тех пор мечтаю заиметь хакасца.

Осталось сделать выбор между Темир-комусом Хоматова, Большим Темир-комусом Волгутова и Волчьим Клыком Кокова.

Кто нибудь сравнивал все 3 модели?

 

В силу своего рода занятий, сравнивал все модели вышеупомянутых мастеров. Лично для меня, "Волчий Клык" немного высоковат по звучанию, хотя есть весьма интересные звонко-трескучие обертона, не очень располагает к динамичной игре - больше к размеренной. Большой темир-комус Волгутова - очень хорош как для размеренной, так и для динамичной игры, ниже по тональности, чем "Волчий Клык" - вообще очень достойный инструмент для своей цены... Хоматов - интересен, но мнения здесь расходятся... Некоторые хвалят... Учитывая то, что мастер всё-же дебютировал со своими инструментами, то есть резерв для роста... Тональностью пониже, чем Большой Волгутова, интересные обертона, присущий школе Кокова "трескучий" звук и мягкий язычок... Для своей цены пока вполне вписывается...

 

Что касается инструментов, на которых не получилось играть: Большом и Малом Кокова, то Большой хорошо описан в первом посте. По моему мнению, играть на нем не сложнее, чем на Большом Волгутова или Хоматова, но нужно его медленно дегустировать - он очень хорош для медитативной игры, для раскачки... Малые темир-комусы Кокова у меня в 2-х тональностях - более низкий и более высокий... Довольно легки в игре, мягкий язычок, отличны для медленной игры и для динамичной... Последние бы очень посоветовал...

 

В этом году общался с Женей Волгутовым и Славой Коковым - отличные ребята, хорошие мастера... Насколько я понял, Слава даже в сельскую местность переехал для большего погружения в предмет... Примеры звучания инструментов можно посмотреть на сайте.

Изменено пользователем 0leg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×