Введение

Этот материал содержит стратегические рекомендации, на что следует обратить внимание при изготовлении варгана и относится больше к конечному результату - к чему стремиться и в конструктивном (материальном) плане, и в плане использования (абстрактном). Технология изготовления - как делать (в какой руке держать молоток и какую зарнистость использовать и тп) - личное дело каждого каждого, зависящее от привычек и доступных возможностей - здесь не рассматривается.

Зазоры

Зазоры между язычком и деками должны быть минимальными и идеально ровными.

Всего лишь одно предложение, простое, понятное и, в наши дни, известное практически всем мастерам… Когда же дело доходит до практики, обычно внимание рассеивается на огромное количество мелочей, как окружающих сам процесс, так и касающихся чисто внешних элементов конструкции, и слишком во многих случаев - дизайна рамы. А пункт этот один из самых важнейших. Единственным оправданием служит практическая сложность его реализации и отсутсвие конкретных цифр. Многим зазоры шириной 0.5 мм кажутся очень маленькими - так ведь и есть… по сравнению с зазорами между трамвайными дверями.

а) Ширина зазоров влияет на [максимальную] громкость звука (и, следовательно на легкость его извлечения) и на ширину спектра. Чем они меньше, тем громкость выше и спектр шире. Большие зазоры - звук тише и глуше - в спектре остаются только низкие составляющие. Требования к ширине снижаются с понижением частоты варгана - для низких разница между 20 и 100 микронами слабо заметна, а вот для высокого такая разница огромна.

Многие начинающие мастера говорят - маленькие зазоры джелать нельзя, варган звякает. Нужно научиться аккуратно его держать и учить этому других - результат не замедлит проявиться.

б) Ровность зазоров и параллельность всех кромок, в совокупности с материалом и геометрией, отвечает за отсутствие отдельных посторонних призвуков и общую “музыкальность” - насколько тембр гармоничен, т.е. его составляющие сочетаются друг с другом и равны по громкости. От такой равномерности звука зависит универсальность инструмента: в принципе, можно взять любой предмет, издающий самый страшный звук и вписать этот звук в какую-нибудь копозицию “по смыслу”, но это будет являться скорее частным случаем для музыкантов, четко представляющих, что им нужно и где. Что бы просто играть музыку, не меняя инструмент под каждое произведение, необходима возможность максимально равномерного извлечения разных нот (обертонов). И первый шаг на пути к этому - физическая ровность зазоров. А почти все современные варганы грешат ее недостаточностью, что приводит к различному жужжанию, проглатывающему/маскирующему отдельные обертоны и просто дающему механический окрас тембра. Этот параметр проще всего “измерять” на слух - если жужжание есть, где-то отклонение.

Дальше перечислено еще много технических моментов, и есть немалая вероятность, что количество букв распылит внимание между ними всеми, поэтому еще раз стоит повторить - зазоры это важнейшая составляющая, и если не научиться делать их с нечеловеческой точностью, дальше можно просто не читать;)

Материал язычка

Марка стали и способ ее обработки - вторая важнейшая составляющая, влияющая на все акустические качества варгана. Один момент серьезно усложняет этап разработки конструкции - материал взяимосвязан с геометрией язычка, высотой звука. Например, подобранная для длинного язычка сталь может не звучать на коротком. Это делает невозможным существование готовых рецептов и простых ответова на вопросы типа “какую сталь взять?”, а количество комбинаций стремится к бесконечности. Пробуйте как можно больше вариантов и не останавливайтесь на достигнутом!

Геометрия язычка

Комбинация длины, ширины, толщины, а также распределение последних двух параметров по длине, определяет баланс всех частот тембра, равномерность обертонов, музыкальность.

Рабочая часть: громкость звука, кроме прочего, зависит от скорости прохождения [части] язычка мимо дек - а максимальная она на самом кончике. У места крепления язычок почти не двигается; следовательно, максимум внимания должен быть уделен именно последней части зазоров - к тому же, только она оказывается перед резонатором (ртом). Поэтому просто можно не тратить время и усилия на подгонку всей длины, так как большая ее часть оказывает на звук меньшее влияние.

Колено воспринимается почти всем начинающими мастерами просто как ”крючок, за который дергать” и это становится серъезнейшей ошибкой. Колено выполняет две функции - кроме понятной “дергательной” (о важности которой - чуть дальше), она может влиять на колебания рабочей части язычка наравне с ней.

Если колено мягкое и длинное, при ударе оно начинает колебаться само и влиять на движение рабочего отрезка, добавляя в звук совершенно посторонние частоты и меняя распределение частот колебаний от идеального равномерного до имеющего сильные провалы спектра в одной области и всплески в другой. Длина, вес и жесткость колена работают так же, как основная часть, формируя характер призвука и его силу. Это постороннее влияние нам совершенно не нужно, поэтому стоит приложить максимум усилий к его сведению на нет: делать колено короче и жестче. Но, так как самый несгибаемый отрезок может колебаться на тоненьком и мягеньком основном участке, то в идеале для устранения этого эффекта требуется увеличение жесткости всего места сгиба. А самым простым способом для этого является изменение толщины язычка - от тонкой у корня к толстому к колену и коррекция всей его геометрии под изменившуюся жесткость. Кстати, в зависимости от кривой изменения толщины, меняется распределение громкостей обертонов и так можно отсекать “красочные”, но немузыкальные призвуки.

Другой же аспект, который был упомянут в начале, является чисто механическим и обеспечивает удобство удара. А удар это важнейшая составляющая игрового процесса. Можно не делать ничего, но без удара не будет никакого звука; это то, с чем игрок живет постоянно. Та самая механическая твердость колена, кроме влияния на звук, обеспечивает и повторяемость движения - если оно болтается, то удары получаются то сильнее, то слабее - а это и громкость, и ограничения по скорости, и просто дискомфорт, и неуверенность в инструменте, приводящие к ограничению в его использовании до самых простых движений. Колечко язычка должно ходить по идеальной дуге, а не описывать вдоль нее какие-то дополнительные мелкие зигзаги. Тогда появляется контроль динамики и стремительно возрастает точность звукоизвлечения.

Рама

Этой части варгана в большинстве случаев уделяется главное внимание, ее почитают, холят и лелеют; в сознании практически всех играков и даже многих мастеров “варган” ассоциируется именно с рамой. Каждый год несколько мастеров выдают новые “модели” варганов, в которых используется один и тот же язычок, а меняется только держатель для него - рама. И фантазия в этих случаях не имеет границ - материалы, цвет, форма, орнаменты, дополнительные элементы, даже подставки и футляры. А инструмент то один - практически, звук зависит только от язычка и двух абстрактных линий - внутренних кромок дек. Это все хорошо и интересно, и было бы простительно и даже вполне логично, если бы сами игровые качества были бы доведены до совершенства. Но таких на данный момент не существует, а идет в его сторону буквально несколько процентов мастеров.

Если говорить о варгане как о музыкальном инструменте, остается только одно практическое значние этого элемента - удобство удержания - и хочется призвать всех сосредоточиться именно на этом моменте в первую очередь, а затем уж думать о дизайнерских изысках. Конечно, если мы говорим о создании инструмента, а не безделушки, издающий, пусть даже красивый, но звук для случайно-эпизодического звукоизвлечения для удивления друзей в новый год. Инструмент предполагает постоянное, продолжительное, использование и эргономика важна не меньше звука. Вычурная рама с угловатыми завитушками может найти достойное место на художественной выставке или на полке коллекционера, но если она хоть немножко мешает спокойному и расслабленному удержанию или требует специальной тележки для перевозки - это повод задуматься о назначении “инструмента”.

Тестирование

Обязательно проверяйте звук в разных условиях. Его восприятие очень сильно зависит от акустического окружения - в каждом помещении звук свой и смена обстановки - простой и эффективный способ сосредоточить внимание на разных частях спектра. Даже в одном помещении можно поиграть вплотную к ровной поверхности - например в 20см перед окном, монитором; в середине; в каком-нибудь мягком уголке, в туалете/ванной. И очень желательно сделать тоже самое на открытой местности, где отраженные звуки сведены к минимуму.

Добавьте к этому разную громкость - от минимальной до максимальной - и разную частоту и направление ударов.

И, конечно, сами “звуки”… Обязательно, нужно научиться выдавать несколько обертонов на разной высоте с открытым и закрытым горлом - это хорошо показывает сильные неравномерности тембра.