Перейти к содержимому
Форум варганистов

Recommended Posts

Учусь мелодической игре на варгане, выучил несколько  простых мелодий , хочу окунуться в норвежскую музыку. У меня есть кубызы Вахитова в соль и в ля.
Инструменты конечно выше всяких похвал. Но хочется Норвежского звучания или приближеного к нему. Не обязательно именно мунхарпу но по звучанию близкое и естественно инструмент должен быть мелодическим. Желательно в фа# ...Но какая нота будет, такую и возьму. Кто знает подскажите пожалуйста... Может киргизские темир-ооз-комузы подойдут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет никакого "Норвежкого звучания";)

(Точнее , варганов с таковым)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О как... Дерновой делает свою мунхарпу, Бабаев делает свою мунхарпу, чтобы в России можно было поиграть на чём то по звучанию похожем на норвежские инструменты, Владимир Марков выпускает видео в котором объясняет, как нужно изогнуть язычок татарского кубыза и где сделать напойку, чтобы звучание стало "Норвежским"...
А оказывается всё зря, ребята зря старались, НЕТ никакого Норвежского звучания...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Мунхарпа" - это норвежское название варгана, ничего больше. И они могут быть какие угодно.

Многие мастера свои инструменты называют вообще по внешнему виду, не обращая внимания на звук. А большая часть этих самых визуальных традиций просто-напросто частные случаи, волею судеб ставшие распространенными. Один мастер из страны начинает продавать свой варган через магазины, через несколько лет возникает образ "вот такие они, эскимосские трумпельштонги"...

Есть мунхарпы, играющие как алтайские комусы. Есть как доромбы. Есть как хомусы.

-----

У вас есть одни из самых крутых современных варганов - всё, дальше звук во рту.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчёт крутизны татарских кубызов Вахитова, даже спорить глупо, я считаю их лучшими в мелодической игре . Других мастеров прошу не обижаться это  не объективная оценка а моё субъективное мнение. Но всё - же, всё - же вы не совсем правы . Конечно немалая часть "Норвежского звучания" это не варган а определённый порядок нот, гармоник. Своя техника артикуляции к примеры в Киргизии закрытый звук делаю перекрывая поток воздуха корнем и серединой языка, в Норвегии поток воздуха перекрывается надгортанником и т.д.  Но мы живём в разных странах и в каждой  стране мастера изготавливавшие варганы стремились сделать свой идеальный звук, и в каждой стране он немного разный. Даже человек мало знакомый с варганной культурой но хоть раз слышавший звучание индийских морчангов и хакасских темир - комузов никогда их не перепутает. ... 
Ну да ладно. Задам свой вопрос по другому. Вы как человек вживую слышавший и игравший на множестве различных варганов не могли бы вы мне посоветовать, инструмент похожий на мундхарпу Дернового с похожим тембральным окрасом, сопоставимым сустейном и конечно же он должен быть мелодическим.
Может быть вы и правы и это просто культ Мунхарпы... Но вот такой мой каприз . По звучанию мне очень нравится темир ооз комуз Кенчибаева называется если я не ошибаюсь Иссык Куль как то так, но я не слышал его вживую , скажите пожалуйста запись на сайте полноценно передаёт звук инструмента? Как он реагирует на артикуляцию? Если это ручная работа то насколько стабилен мастер? Не бывает ли что один инструмент выходит высшего разряда а другой уровня худших алтайских хомусов.
Прошу меня простить за многословие и навязчивость.
Просто вживую инструмент не трогал и не видел, и не хочется разочароваться после приобретения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

У меня есть кубызы Вахитова в соль и в ля. Инструменты конечно выше всяких похвал. Но хочется Норвежского звучания или приближенного к нему.

Месяц назад Thov Wetterhus сделал (современное) норвежское звучание и на кубызе Вахитова, и на мунхарпе Дернового, и на дрымбе Вашковича. Аналогично сделал Kenneth Lien, Eivind Tanche-Larsen Knutsen и Svein Westad. Последний также сказал, что можно добиться того самого мифического «норвежского звучания» не-носителю их культуры, то есть, по крайней мере, обучиться очень похожей манере исполнения, хотя это больше техническая сторона. Есть некоторые основания ему доверять :) Также у него в коробке с варганами был якутский хомус и прочие не-норвежские инструменты.

Цитата

хочу окунуться в норвежскую музыку

Слушайте традиционную норвежскую музыку, общайтесь с носителями по сети, старайтесь посещать их мероприятия. Знание норвежского языка поможет чрезвычайно, без шуток.

Цитата

хочется Норвежского звучания или приближеного к нему. Не обязательно именно мунхарпу но по звучанию близкое и естественно инструмент должен быть мелодическим. Может киргизские темир-ооз-комузы подойдут?

Малые татарские кубызы из последних это 10 из 10 усредненного «норвежского звучания», разве что со всей силы лупить по себе они не очень дадут. Alexander Sørnes дарил вахитовские инструменты знакомым на попробовать.

Киргизские - из того, что доступно, про другое. На том же Дерновом киргизское лучше звучать будет, да и на кубызе тоже.

Цитата

Нет никакого "Норвежкого звучания";)

КМК есть усредненные ожидания тамошних танцоров и иногда публики.

Цитата

Дерновой делает свою мунхарпу, Бабаев делает свою мунхарпу, чтобы в России можно было поиграть на чём то по звучанию похожем на норвежские инструменты, Владимир Марков выпускает видео в котором объясняет, как нужно изогнуть язычок татарского кубыза и где сделать напойку, чтобы звучание стало "Норвежским"

Зачем Дима и Саша делают варганы, а Владимир в том самом старом видео/фото гнет варган и напаивает под колено — можно у них спросить.

Цитата

Многие мастера свои инструменты называют вообще по внешнему виду, не обращая внимания на звук. 

Это вообще повсюду, как будто жучки покусали.

Цитата

Есть мунхарпы, играющие как алтайские комусы.

Они не виноваты, там так получилось исторически :) 

Цитата

мы живём в разных странах и в каждой  стране мастера изготавливавшие варганы стремились сделать свой идеальный звук, и в каждой стране он немного разный

Честно говоря, про это вообще не знаю, кто зачем и что пытается делать. Кто-то и сам не знает зачем и что он делает, у кого-то всегда так делали и не думали, кто-то экспериментирует, кого-то Вася попросил такой инструмент под себя сделать, или вот вообще массовый/немассовый варган на продажу. Масса вариантов.

Цитата

Даже человек мало знакомый с варганной культурой но хоть раз слышавший звучание индийских морчангов

хакасских темир-комузов

У меня есть подозрение, что многие из железок по 50 и 100 рублей, недавно появившихся в магазине, прекрасно подойду индийским исполнителям, чтобы изобразить тот самый звук. Вместо хакасских можно взять хорошо жужжащий варган. Хочу добавить, что встречались такие мунхарпы Фолке, что лучше бы и не пробовал, хотя приемлемые тоже встречались, но не его, и за тот ценник вряд ли бы взял.

Цитата

Может быть вы и правы и это просто культ Мунхарпы

Да, и мне непонятно зачем сейчас везде в сетях мелькает это слово. Где культ норвежской традиционной музыки-то? :) (в Норвегии, но и это не совсем точно)

Вообще, сложилось впечатление, что вся эта норвежская тема приехала к нам как благое намерение и просто любопытство, а сейчас превратилось в «я сделал варган с корпусом похожим на мунхарпу». Более того, не понимаю, как те самые «мунхарпы» можно делать в отрыве от культуры исполнительства, в которой на них что-то играют.

Цитата

насколько стабилен мастер? Не бывает ли что один инструмент выходит высшего разряда а другой уровня худших алтайских хомусов.

не хочется разочароваться после приобретения!

По-разному там очень бывает, просто так хватать бы не советовал.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень обстоятельный ответ, спасибо!

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пьеса о том как новичок варган покупал!

 

Я - Я.
М - модераторы.

Я: - Хочу приобрести варган с норвежским звуком.
М: - Нет никакого Норвежского звука!
Я: - Как же нет а это, что и вот это, и вот?
М: - Это особенность мелодии и техника артикуляции.
Я: -  Э-э-э а мне вот этот Киргизский темир-комуз нравиться он хороший?

М: - Нет мастер нестабилен просто так я бы хватать не советовал!
Я: - Блин но я хочу играть на варгане Норвежскую музыку , что мне делать?
М: - Учить Норвежский Язык!!!

:D:D:D
 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Я: - Блин но я хочу играть на варгане Норвежскую музыку , что мне делать?
М: - Учить Норвежский Язык!!!

Увы, но это правда так)

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, а самая распространённая "для норвежского звучания" нота? Соль? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, lykke сказал:

Кстати, а самая распространённая "для норвежского звучания" нота? Соль? 

Там скорее даже с отсылкой на исполнение их мелодий было :) Да просто всё:

1. Нельзя учить людей без порядка - что онлайн, что на мастер-класса. Иначе хаос будет.

2. Фа-Ля вообще для (большинства) тех мелодий удобный интервал.

3.Соль ex. фа-диез исторически там популярна, как у эстонцев и киргизов ля. А вообще играли и играют на чем попало.

И еще вот:

Цитата

Deeply tuned munnharpes (D-F) are good for slow tunes, lullabies and hymns. Munnharpes from G and up (often all the way to high C) are good for quicker dance tunes. Another thing is that the higher munnharpes are more easily heard for the dancers.

 

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×